Психологические особенности детей – социальных сирот

Статьи об образовании » Социальное сиротство » Психологические особенности детей – социальных сирот

Страница 1

Социальные сироты – это дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения. К сожалению в последние годы число таких детей и подростков постоянно увеличивается. Заботу о них берет на себя государство. Среди воспитанников государственных учреждении лишь 5% не имеют родителей, от 95% родители по различным причинам отказались или были лишены родительских прав.

В нашей стране в последние десятилетия наряду с имеющимися детскими домами и школами – интернатами, появились социально-реабилитационные центры, приюты для кратковременного и длительного проживания, социальные гостиницы для беспризорных детей, службы социально-психологической помощи для подростков после выхода их из интернатного учреждения. Их специфику определяет особый социально-психологический статус детей – кризисное и пограничное с ним психологическое состояние, которое является следствием предательства родителей, пережитого насилия, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде.

В задачи этих учреждении входит многое:

снять остроту психического напряжения;

провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде;

восстановить или компенсировать утраченные социальные связи;

вернуть ребенка к обычным формам человеческой жизнедеятельности – игре, учению, труду, общению.

В ноябре 1989 года был разработан и утвержден первый вариант Конвенции о правах ребенка. В 1990 году была также принята Всемирная декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Таким образом международное сообщество объединилось для защиты детей, признало приоритетность их интересов для благополучия и выживания человечества. Несмотря на предпринимаемые усилия в осознании проблем детства и их решении, положение детей в России вызывает обоснованную тревогу, продолжают серьезными проблемами оставаться социальное сиротство, преступность несовершеннолетних, рост числа самоубийств среди детей. В нашей стране при резком снижении рождаемости число «искусственных» сирот не уменьшается.

В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Согласно Конвенции ООН, каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического. Умственного. Духовного, нравственного и социального развития; основная ответственность за обеспечение такого уровня возлагается на семью.

Большинство детей – социальных сирот попадают в государственные учреждения из неблагополучных семей, где уже с раннего возраста они были лишены эмпатийного общения, где с ними жестоко обращались. Многие авторы, где в их числе Л.И. Божович, В.Я. Титаренко, И.В. Борисова, М. Земская, З. Матейник, И.В. Дубровина, М.И. Лисицина, отмечают, что семья является важнейшим институтом социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Л.С. Выгодский считал. Что общение со взрослыми – основной путь проявления собственной активности ребенка. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок познает и усваивает правила человеческих взаимоотношении, принимает нормы, понятия и ценности общества.

Распад семейных отношении обычно является непосредственной причиной ухода ребенка из дома. Если дома ребенок страдает из-за пренебрежения родителей своими обязанностями и преступных злоупотреблении, то уход на улицу становится для него последним средством защиты.

При изучении случаев социального сиротства проявляется сложная комбинация обстоятельств, когда мать бросает своего ребенка, руководствуясь своими соображениями, а отец в то же время по своим соображениям не хочет или не может выполнять отцовские обязанности. В результате ребенок остается полностью беззащитным. Специальные исследования, проведенные под руководством В.И. Брутман, показали, что отказ от материнства является сложным и малопонятным явлением. В нем присутствуют социальные, экономические, нравственные, семейные, а главное – психологические и даже психиатрические факторы, это, к сожалению, пока никем не учитывается. На государственном уровне нет системы социальной и психологической помощи неблагополучным семьям, а также беременным женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации, которая может подтолкнуть их к отказу от ребенка.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

ОНР - как психолого- педагогическая проблема
Проблемой общего недоразвития речи занимались многие исследователи, среди них Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е. Ляско, Л.Н. Ефименкова, Л.С. Волкова, С.Н. Шахновская и др. Общее недоразвитие речи - это различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов ре ...

Определение понятия "вербальная агрессия"
Прежде чем перейти к непосредственному изучению вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо дать определение этого понятия, поскольку до сих пор единого мнения ученых относительно решения данного вопроса не существует. Между тем необходимость отличать вербальную агрессию от других видо ...

Организация обучения младших школьников на уроках математики
Урок – это всегда часть. Фрагмент единого целого, своеобразная «клеточка» учебного процесса, в которой проявляются признаки, присущие всему явлению. Какие требования общество предъявляет сегодня к школьному обучению в целом, а, следовательно, и к обучению математики? На этот вопрос пытались ответит ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru