Влияние педагогического стиля деятельности на характер и эффективность педагогической импровизации

Статьи об образовании » Педагогическая интуиция и импровизация в педагогической деятельности » Влияние педагогического стиля деятельности на характер и эффективность педагогической импровизации

Страница 2

При подготовке к педагогической импровизации следует исходить из ее сущности и основ. Педагогическая импровизация, несмотря на спонтанность и сиюминутность, всегда включает педагогическое озарение, публичное воплощение, осмысление и имеет определенный результат, иногда отложенный во времени. В ее основе находятся:

· богатые общекультурные знания и хорошая профессиональная подготовка учителя;

· развитая творческая доминанта и коммуникативные умения учителя (включая актерские и режиссерские умения);

· специальные теоретические знания об импровизации;

· навыки и умения педагогической импровизации.

Мы убедились в низком уровне знаний студентов о сущности и механизме педагогической импровизации, а также обнаружили несформированность у них профессиональной интуиции.

Педагогическая интуиция является критерием профессионализма учителя, обусловливает его способность к педагогической импровизации, индивидуализации обучения, однако еще мало изучена в связи со сложностью ее природы. Педагогическая интуиция – профессиональное качество учителя, позволяющее быстро оценить ситуацию и принять педагогическое решение в условиях ограниченности времени и/или недостатка необходимой информации. В ее основе лежит активность бессознательного, тесно связанного с осознанным и неосознанным педагогическим опытом и знаниями педагога, его образно-эмоциональной сферой, поэтому она не противоречит логике педагогического процесса. Отсюда следует вывод о возможности развития педагогической интуиции с учетом индивидуальных особенностей и различий.

Педагогическая импровизация затрагивает все аспекты организации педагогической деятельности и возможна на всех этапах урока, но во многом зависит от педагогического стиля деятельности учителя. Она осуществляется на уровне учебной коммуникации, содержания учебного материала, методического приема и даже целей урока, в чем мы убедились в результате анализа многочисленных импровизаций, описанных в литературе, бесед с учителями и студентами, анализе собственной педагогической деятельности. Нами создан банк педагогических импровизаций, который мог бы использоваться при подготовке студентов к сиюминутной творческой педагогической деятельности.

В дальнейшем исследовании нами планируется расширение знаний о педагогической интуиции и педагогической импровизации, исследование путей, методов и способов формирования педагогической интуиции и способности к педагогической импровизации у студентов.

Сравнительный анализ импровизационного и стереотипного в педагогическом действии (А. А. Сляднев)

Виды педагогического действия

Импровизационное действие

Стереотипное педагогическое дейстие

Цель

Возникает незадолго до или в момент начала действия, являющегося ответом на изменение условий учебной коммуникации (результат анализа конкретной ситуации). Может быть интуитивной, неосознанной, словесно не сформулированной. Обычно подчинена запланированным ранее педагогическим целям и задачам, но возможна их коррекция, переформулировка.

Заранее спланирована с учетом анализа объективных и субъективных условий учебно-воспитательного процесса, его стратегических целей и задач.

Содержание

Заранее в данном виде не подготовлено, может быть результатом переработки существующего опыта, опираться на домашние «заготовки». Содержит элементы новизны, непривычного построения известных или только что изобретенных компонентов субъективного творчества «здесь и теперь».

Обычно ярко эмоционально окрашено.

Заранее продумано и подготовлено, базируется на знаниях и опыте работы, отработанных умениях и навыках, речевых клише. В определенном смысле «обрядно». В случае высокого профессионального мастерства педагога может преподноситься как рассуждение «здесь и теперь». Может быть разнообразно эмоционально окрашено.

Механизм

Затруднение, озарение (момент осознания необходимости внесения изменений в ход учебно-воспитательного процесса) – ситуация выбора «да» - «нет» -- интуитивный поиск и мгновенный выбор путей реализации идеи, разрешения проблемы – воплощение – переход к запланированному с одновременной рефлексией результатов.

Анализ – целеполагание - планирование – подготовка – выполнение - анализ.

Средства реализации

Вербальный и невербальный язык коммуникации.

Вербальный и невербальный язык коммуникации.

Форма реализации

Монолог в форме рассуждения вслух, замечания, дополнения, вопроса и т.п., диалог, свободный диалог.

Обычный монолог или рассчитанный, спланированный диалог.

Причины, движущие силы

Вытекают из субъективного осознания необходимости разрешения противоречий между запланированным и изменяющимися условиями конкретной ситуации педагогического процесса.

Вытекают из предварительного анализа ситуации учебно-воспитательного процесса, субъективно-спрогнозированных объективных и субъективных условий его протекания.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Личность С.Т. Шацкого
Станислав Теофилович Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности, утверждал Шацкий. Поэтому на всей деятельности Ша ...

Особенности работы с детьми дошкольного возраста по созданию аппликации из ткани
"Программой воспитания и обучения в детском саду" предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладевать в течении всего дошкольного детства. В обучении аппликации решаются следующие задачи: составлять декоративный узор из различных ...

Структура содержания воспитательной деятельности
Содержание воспитания – одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории. Гуманистическая педагогика обогащает современную теорию воспитания представлениями о том, что содержанием воспитательной деятельности педагога является изучение ребенка; создание условий его самореали ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru