Влияние педагогического стиля деятельности на характер и эффективность педагогической импровизации

Статьи об образовании » Педагогическая интуиция и импровизация в педагогической деятельности » Влияние педагогического стиля деятельности на характер и эффективность педагогической импровизации

Страница 1

В результате анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу о зависимости использования импровизации учителем на уроке от педагогического стиля деятельности. Он выделяется на основании критериев методичности – импровизационности и эмоциональности – рассудительности. Наиболее оптимальным нам видится рассуждающее-импровизационный стиль преподавания, так как он позволяет достигнуть наибольшей эффективности урока. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Для эмоционально-импровизационного стиля характерна ориентация преимущественно на сам процесс обучения и неадекватность планирования работы конечным результатам. Учителем отбирается самый интересный материал (но не всегда самый важный), на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения, но методичность невысока, в то время как решающей является интуиция. Хотя рассуждающе-импровизационный стиль характеризуется более низким темпом работы и меньшей вариативностью видов деятельности, он предполагает меньшую зависимость от ситуации на уроке, косвенное воздействие на учащихся, их лучшее овладение материалом. В целом импровизационный стиль создает внешнюю привлекательность учебного материала и урока для учащихся, что немаловажно, в то время как методичный педагогический стиль довольно консервативен. В идеале импровизационность должна сочетаться с методичностью. Л.Ю. Берикханова выделяет три наиболее часто встречающихся типа поведения педагогов при осуществлении импровизации. «Учитель-солист» действует без учета внешних обстоятельств. Так как ученики не берутся им в расчет в полной мере, импровизация оказывается недостаточно эффективной. «Учитель-камертон» отзывается на внешние изменения, инициирует интересный диалог, но увлеченный сиюминутным общением, часто теряет ориентир и не может направить процесс обучения в русло, соответствующее предварительному замыслу. Наиболее эффективно действует «учитель-импровизатор». Импровизируя в соответствии с конкретными обстоятельствами, он движется к намеченной цели. Процесс поиска решения педагогической задачи и процесс воплощения этого решения зависят от индивидуально-личностных особенностей педагога. Существует взаимосвязь между качеством, частотой использования педагогической импровизации и возрастом учителя. Чем опытнее педагог, тем эффективнее он импровизирует. Однако вместе с тем среди учителей с большим стажем работы распространен «синдром эмоционального сгорания», один из видов профессиональной деформации. Очень важна, на наш взгляд, разница между импровизацией педагога и педагогической импровизацией, которую впервые акцентировал В. Н. Харькин. В. А. Кан-Калик отождествляет эти понятия. Однако термин «педагогическая импровизация» характеризует качественную сторону импровизации как педагогического средства. Важно, какая импровизация используется. По мнению В.Н. Харькина, если от импровизации отвернуться, она не исчезнет, но может иметь нейтральный и даже отрицательный эффект.

В результате проведенного исследования удалось решить все поставленные нами задачи.

В ходе поиска литературы по проблеме педагогической импровизации и ее анализа мы отметили, что ее изучение берет свое начало в исследовании педагогической деятельности как творческого процесса.

Сущность педагогической импровизации вытекает из специфики педагогической деятельности и заключается в творческом приспособлении учителя к условиям педагогической деятельности, немедленном решении возникающих педагогических задач с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а также реализации личностного, творческого потенциала педагога и учащихся. Импровизация – неотъемлемый элемент учебно-воспитательного процесса в условиях реального взаимодействия между учителем и учениками, возникающий на определенном эмоциональном фоне. Она может иметь как положительный, так и отрицательный или нейтральный эффект, поэтому возникает необходимость формирования способности к педагогической импровизации у студентов педагогических вузов и факультетов и практикующих учителей.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находившимися в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие п ...

Методы педагогического воздействия в системе коррекционной работы по развитию речевой моторики у старших дошкольников
Педагогическое воздействие осуществляется разнообразными методами: словесными, наглядными и практическими. К словесным методам относятся рассказ и беседа. Рассказ представляет собой форму обучения, при которой изложение носит описательный характер. Обычно его используют для того, чтобы у ребенка по ...

Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой психического развития
Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. Так, речь я ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru