Педагогическая интуиция

1. Уровни педагогической интуиции (С. А. Гильманов)

1. эмпирический. ДОЭМ еще не сложилась, интуитивные решения в основном ошибочны, так как не опираются на специфику педагогической деятельности. Педагогическая интуиция еще не является качеством практической педагогической деятельности;

2. опытно-логический. Сложилась содержательная сторона ДОЭМ, но одновременности в охвате педагогической действительности еще нет. Недостаточно развито педагогическое мышление. Но часты правильные интуитивные решения (угадывание, кто совершил поступок, предсказание реакции учащихся и т.д.);

3. научный. Полностью развиты все составляющие педагогической интуиции. Учитель может ставить перед собой и реализовывать педагогические цели и задачи и трансформировать их в цели для учащихся.

2. Рефлексивный опросник склонности к педагогической интуиции (разработан С. А. Гильмановым)

При ответах на вопросы можно ставить себе баллы по принципу: 0 – никогда; 1 – редко; 3 – довольно часто, но не могу вспомнить конкретных случаев; 4 – настолько часто, что не могу сразу вспомнить конкретный случай; 5 – всегда, иного я и не представляю.

1. Я мгновенно ощущаю целесообразность или нецелесообразность любых моих свершившихся или планируемых действий.

2. когда я вижу деятельность учителя, который мне нравится, или читаю описание привлекательной для меня педагогической деятельности, я сразу понимаю, может ли это получиться у меня.

3. Я легко могу увидеть мир глазами какого-то конкретного моего ученика.

4. Я интересуюсь разговорами, книгами, фильмами и т.п., где речь идет о тех проблемах, которые близки предмету, преподаваемому мной, и мгновенно выуживаю полезную информацию.

5. Когда я планирую изучение новой темы, я сразу вижу, как нужно проводить уроки, чем каждый урок должен отличаться от другого.

6. Стиль моей речи (набор слов, построение предложений, интонация и др.) легко меняется при преподавании в младших и старших классах.

7. Я легко, на ходу, по внутреннему наитию изменяю план проведения урока.

8. Я не теряюсь при возникшей в ходе педагогической деятельности неожиданности.

9. Я чувствую, не глядя на часы, когда урок закончится.

10. Я испытываю чувство радости при внезапном решении педагогической проблемы, мучившей меня в процессе работы.

Говорить о сформированности педагогической можно, если сумма баллов превышает 40 .


Прочие статьи:

Проблема личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов
Одним из решающих факторов, способствующих установлению гармонических отношений человека с миром, является его личностная зрелость. Уровень ее развития во многом определяет мировоззренческую, научную, этическую, эстетическую, правовую и политическую культуру. Личностная зрелость изучалась философам ...

Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Что ...

Современная ситуация в области профориентационной работы
В настоящее время, среди требований, предъявляемых к школьной системе, обострилось требование формирования навыков поведения в современной динамичной и конкурентной среде, где требуется принятие и реализация самостоятельных решений. По данным собственных исследований А.Г. Каспаржак говорит, что вып ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru