Чтение – рассматривание как основной метод работы с книгой

Статьи об образовании » Средства формирования читательской самостоятельности » Чтение – рассматривание как основной метод работы с книгой

На этот вопрос ответила специальная исследовательская работа, проведенная коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской. Было доказано, что общение ребенка с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить.

Цель внеклассного чтения ученый обозначила следующим образом: привить детям любовь к самостоятельному чтению и интерес к книгам.

Н.Н. Светловская считает, что "необходимо научить ребенка видеть в книге собеседника, приучить мысли к тому, что собеседника для себя можно и нужно выбирать. Нужно научить детей слышать своего собеседника; запоминать то, что и о чем он говорит; осознавать, почему он так говорит; постараться почувствовать, каких переживаний он ждёт, оценивать не только его, но и себя''. Такими качествами читатель сможет обладать только в том случае, если у него сформирован тип правильной читательской деятельности, которая включает в себя три компонента:

1. осознание читателем мотива или цели обращения к книгам;

2. знание мира книг;

3. умение на предельно возможном уровне воспринять содержание читаемой книги.

В результате целенаправленного обучения формируется квалифицированный читатель.

Квалифицированный читатель - это ребенок или взрослый, "который, читая книги, "смотрится, как в зеркало, в другого человека'' и таким образом осознает действительную ценность других людей и себя самого''.

Кроме того, квалифицированный читатель - это "ребенок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью''. Под читательской самостоятельностью исследователь понимает "личностное свойство, характеризующееся наличием у читателя комплекса значимых для него мотивов, побуждающих его обращаться к строго определенным книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои побуждения сообразно общественной и личной необходимости''. Таким образом, к настоящему времени в методике преподавания русского языка сложилось следующее определение методики внеклассного чтения.

Методика внеклассного чтения (система формирования читательской самостоятельности) - это раздел методики обучения русскому языку, цель которого заключается в том, чтобы показать учителю, как, отрабатывая с учащимися технику чтения и умения работать с текстом произведения, постепенно приучать и обучать каждого ребенка выбирать себе книги для чтения по силам и интересам.


Прочие статьи:

Методика работы по формированию активного словаря детей старшего дошкольного возраста
Одна из основных задач речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольников. Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является ...

Определение понятий одаренность, одаренный ребенок
Научный смысл работы по выявлению одаренных и талантливых состоит в том, что она позволяет раскрыть на самой представительной выборке природу и психологический механизм творчества, обеспечить возможности использования законов творчества для совершенствования содержания и методов обучения всех детей ...

Содержание и организация экспериментальной работы по формированию навыков диалогического общения на уроках иностранного языка
Для доказательства эффективности практической работы по развитию диалогических навыков в 4 классе я применяла коммуникативные способы и приемы. Так например, good morning, (afternoon), friends; stand up, please; sit down, please и выражений речевого этикета. В частности, использовались коммуникатив ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru