Средства формирования читательской самостоятельности

Статьи об образовании » Средства формирования читательской самостоятельности

Данная работа посвящена проблемам формирования читательской самостоятельности младших школьников на уроках внеклассного чтения как средство воспитания вдумчивого читателя. Именно из книг чаще всего черпаются знания о культурных традициях, а также нравственные ориентиры, помогающие разобраться в вопросах добра и зла современного мира. Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом этапе важно привлечь ребенка к чтению.

Общепризнанна огромная роль литературы и чтения в формировании личности младшего школьника. Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения.

Как учебный предмет именно литература обладает возможностью решать целый комплекс задач: формировать мировоззрение, нравственность, развивать эстетические чувства, образное мышление, речь. Несмотря на то, что значение этого предмета в общей системе школьного образования никогда никем не оспаривалось, приходится признать, что интерес к этому предмету со стороны учащихся снизился.

Это явление имеет свое объяснение: засилье информационного поля школьников различными видами современных технологий, в частности, телевидением и компьютеризацией. Среди причин падения интереса к литературе можно назвать и другие: недостаточное внимание к читательским вкусам и интересам учащихся, направленность процесса изучения художественного произведения на его познавательно-дидактическую функцию, слабый учет возрастных особенностей и жизненного опыта младших школьников. Следовательно, сегодня особенно остро встает вопрос о развитии читательских интересов учащихся и воспитании культуры чтения.

Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему.

Решение проблемы развития читательских интересов является актуальной для многих учителей и учащихся начальной школы.

Трудно переоценить всю ответственность и серьезность методических поисков, приведших к открытию эффективных путей и средств развития читательских интересов у учащихся (Н.Н. Светловская, В.А. Сухомлинский, Н.В. Никулина, М.Р. Львов)

Читательский интерес – это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт.

Сформировать читательские интересы младших школьников поможет внеклассная работа по литературному чтению. Внеклассная работа представляет широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста. Для формирования интереса к чтению в арсенале есть разнообразные формы и методы. Они несут в себе большой эмоциональный заряд и помогают развиваться читательским интересам.

Обучение чтению – что это такое? С профессиональной точки зрения ответ однозначен – это массовое обучение и самообучение людей любого возраста индивидуальной творческой деятельности, специально нацеленной на развитие у них стремления и способности, общаясь на языке книги сначала возможно более широким, а затем с избранным кругом себе подобных и «присваивая» в процессе обучения уже накопленным ими опыт, творить самих себя. А поскольку чтение – деятельность речевая, то в ней всегда учувствуют только два индивидуума: передающий свой опыт говорящий и внимающий ему слушающий. Эту простую истину надо непременно понять и принять, так как пренебрежение ею чревато для учителя неспособностью кого бы то ни было обучать чтению, а для учеников – равнодушием или явным нежеланием обучать « читать – мыслить, читать – чувствовать, читать – жить» …

Замкнутый круг в современном обучении детей чтению – это стремление общества включить книгу в жизнь современного ребенка как необходимый и обязательный элемент, с одной стороны, нередко активное нежелание детей следовать за мыслью взрослых – с другой. Естественно, что в такой ситуации стремление сформировать у детей интерес (любовь) к чтению книг, к величайшему сожалению, в настоящее время реализуется очень плохо. По этой причине за последние десятилетия школа в массе своей создала популяцию людей, для которых обращение к книгам превратилась в средство занять себя «скучные осенние вечера» или «для получения денег». И когда эти люди начинают обучать чтению книг тех, кто делать этого не умеет и об истинной пользе чтения не подозревает, круг замыкается, и общество начинает дискутировать на тему: нужна ли книга в современный век, умрет она или выживет в эпоху телевизора, компьютера и Интернета. И книга, и значимое для людей чтение книг, как язык и речь вообще, умрут только вместе с исчезновением самого человека.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс развития читательских интересов у младших школьников путем организации внеклассной работы по литературному чтению.

Предмет исследования: методы, приёмы, условия организации внеклассной работы по литературному чтению, способствующие успешному развитию читательских интересов у младших школьников.

Цель исследования - разработка условий, способствующих развитию читательских интересов к чтению в процессе организации внеклассной работы в начальных классах. Выявление и описание методов, приемов, условий для развития воспитания вдумчивого читателя.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить специальную литературу по данной проблеме с целью уточнения ключевых понятий: внеклассная работа, внеклассная работа по литературному чтению, интерес к чтению, читательские интересы.

2. Изучить процесс развития читательских интересов учащихся начальной школы.

3. Изучить существующий педагогический опыт развития читательских интересов у младших школьников в процессе организации внеклассной работы по литературному чтению.

Гипотеза исследования:

учитывать индивидуальные интересы и возможности учащихся начальной школы;

расширять круг чтения младших школьников;

систематически применять в учебно-воспитательном процессе разнообразные формы организации работы внеклассной работы по литературному чтению и виды деятельности учащихся;

использовать творческие виды работ по литературному чтению.

Теоретические методы исследования:

анализ и обобщение по проблеме исследования, синтез, сравнение.

беседа;

Эмпирические методы.

наблюдение

Выпускная контрольная работа состоит из: введения, двух глав заключения, приложения.


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru