Проблемы реализации правового воспитания в школе

Страница 1

Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды.

Формирование гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Между тем, состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. При этом речь идет не только о незнании норм действующего законодательства, а именно о признании права реальной социальной силой, о неуважении к нему, об отсутствии должных представлений о важнейших юридических принципах. Об этом свидетельствует, в частности, опубликованные в печати результаты исследования, проведенного Российским фондом правовых реформ. Опросы показали, что общий уровень знаний законодательства, как гражданами, так и чиновниками, чрезвычайно низок, а уровень доверия населения к государству, как говорят юристы, "ниже низшего предела". Например, к праву на участие в выборах, одному из базовых прав в демократическом обществе, граждане России относятся следующим образом:

68% ничего не знают о содержании действующего законодательства о выборах;

26% вообще не смыслят о том, что такие законы существуют;

19% опрошенных уверены, что в России нужно сохранить многопартийную систему и выборы;

5% назвали право участвовать в выборах в числе тех главных и необходимых прав, которые должно гарантировать государство.

Являясь одним из институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, т.е. именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.

Процесс обучения праву должен способствовать воспитанию социально-активной личности, способной решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет права.

Право представляет собой многогранное явление. Как отмечает известный ученый правовед С.С. Алексеев, право имеет три образа, в которых оно выступает перед людьми, являясь к ним в виде:

общеобязательных норм, законов, деятельности судебных и иных юридических учреждений, - юридических реалий с которыми человек сталкивается в жизни;

особо сложного социального образования, своеобразной подсистемы в обществе, имеющей свою природу и логику, - такой же подсистемы, как государство, искусство, мораль;

явления мирозданческого порядка одно из начал и проявлений жизни разумных существ, людей.

Каждый из этих образов выражает своеобразный "угол зрения" всего понимании, ступень в постижении его особенностей. Представляется своеобразным строить систему преподавания права в школе, учитывая все эти "грани". Права человека необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознает свою ответственность перед другими людьми.

Возрастные особенности школьников, в частности, их особенная восприимчивость к играм, желание и умение играть - то, чего всем обычно не хватает в школе, - способствует эффективному применению на уроках обучения правам человека различных игровых методик. Но при разработке занятий следует помнить, что игра выступает как способ познания мира и поэтому желательно на уроках создавать модели реальных жизненных ситуаций.

Спецификой возраста является то, что система уроков по правам человека в начальной школе не предполагает изучения конкретных законов и прав (за исключением нескольких уроков знакомства с Всеобщей декларацией прав человека), а является скорее серией вводных занятий, имеющих нравственную, воспитательную направленность и призванных психологически подготовить учеников к изучению прав в средней школе.

Система преподавания права должна быть сконструирована таким образом, чтобы, учитывая психолого-возрастные особенности обучаемых, а также объективные материально-технические возможности школы, обеспечить целостный, непрерывный, поэтапный процесс правового образования школьников, базирующийся на принципах дозирования правовой информации, последовательного включения учащихся в круг правовых проблем, опоры на собственный правовой опыт детей, использования интерактивных методов обучения, комплексного характера контроля за усвоением учебного материала и выработкой навыков правомерного поведения.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Понятие образовательной технологии. Характеристика одной из образовательных технологий
Педагогическая технология – последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология – это строго научное прое ...

Роль и место политехнических основ в разделе
В процессе претворения в жизнь политехнического принципа в обучении школьников решается большой круг проблем. Политехническое образование в школе является одной из важнейших составных частей учебно-воспитательного процесса. При изучении основ наук учащиеся должны ознакомиться в теории и на практике ...

Уровень развития вербальной памяти умственно отсталых учащихся
Содержание работы по развитию вербальной памяти направлено на развитие ориентировочно - познавательной деятельности, на взаимосвязь между основными компонентами ментальной деятельности: действием, словом и образом. На занятиях по развитию вербальной памяти можно выделить следующие задачи: I. Создан ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru