Этап активного и сознательного усвоения новых знаний

Страница 1

Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Основным средством активизации обучения является самостоятельная работа школьников. Например, самостоятельно учащиеся выводят уравнение движения математического маятника, используя при этом инструктивный план, созданный в виде презентации в программе Microsoft Power Point и демонстрируемый в режиме Офис на интерактивной доске. Каждый этап вывода формулы появляется с использованием эффекта анимации по клику маркера по доске. При этом можно использовать заранее подготовленные рисунки из Галереи, создавать надписи с применением экранной клавиатуры. В зависимости от уровня подготовки учащихся и особенностей аудитории возможны варианты работы в ходе урока: вывод осуществляется одним или несколькими учащимися, клонируются страницы без рукописного текста для повторного вывода формулы, сохраняются слайды как с ошибочными, так и с нестандартными выкладками для дальнейшей работы. Активизирует познавательную деятельность обучающихся и проблемное изложение нового материала. Например, изучение темы "Механический резонанс" можно начать с создания проблемной ситуации посредством серии вопросов "Почему происходит явление?". Удобство использования слайдов презентации состоит в следующем: все вопросы одновременно находятся на экране, во время дискуссии можно установить общие признаки, а затем и причины явлений, в процессе обсуждения для акцентирования внимания на "ключевых" словах применяем текстовыделитель панели инструментов. После установления причины возрастания амплитуды колебаний (совпадение частот) делаем вывод, который фиксируется на пустом слайде с помощью цветных маркеров. Причем возможности интерактивной доски позволяют значительно повысить эффективность урока: экономия времени возникает за счет использование готовых информационных объектов (чертежей, графиков, схем, диаграмм). Можно использовать и звуковые фрагменты – дикторский текст, например, при формулировке определения резонанса. Возможность вернуться к предыдущему слайду позволяет проанализировать описанные явления и ответить на вопрос вредное или полезное действие оказывал резонанс? И уже сами учащиеся могут сформулировать новую проблему: где применяется и устраняется механический резонанс в жизни человека. На этом этапе урока можно предложить ребятам домашнее задание: дополнить презентацию своими слайдами. Активность учащихся проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствуют его реализации в повседневной жизни. В результате поисковой работы учащихся и использования функции Microsoft Power Point "слияние презентаций" появляется совместный проект, который обсуждается на уроке, при этом в реальном времени на проецируемое изображение можно наносить пометки, делать чертежи и записи. 3. Этап организации активной познавательной деятельности учащихся при систематизации, обобщении и закреплении учебного материала. Одним из условий достижения положительных результатов является применение различных способов закрепления знаний, требующих мыслительной активности обучающихся. - Использование интерактивных моделей при выполнении практических работ исследовательского характера. Например, по компьютерной модели колебаний груза на пружине, можно дать задания разного уровня сложности на чтение графиков: Установить зависимость между изменяющимися в процессе колебаний параметрами. Эту зависимость удобно представить в виде таблицы, которую можно строить с помощью электронного маркера прямо поверх документа, переносить таблицу и другую важную информацию на следующую страницу с использованием инструмента "Частичная съемка". - Задание с недостающими или "скрытыми" данными: определить массу колеблющегося груза. Для акцентирования внимания учащихся на недостающих данных используем цветные маркеры, а также инструмент "Прожектор", который позволяет выделить только нужную часть экрана. - Используя интерактивную доску, можно организовать и такую форму активной деятельности учащихся с интерактивными моделями: в качестве домашнего задания учащиеся получают индивидуальные задачи или составляют их тексты сами (с учетом функциональных возможностей модели и диапазонов изменения числовых параметров величины). Выполненная работа сканируется, а на уроке правильность решения проверяется с помощью компьютерного эксперимента. Возможна корректировка работы с помощью маркера в режиме Офис. В процессе подготовки к уроку можно создать несколько страниц с детскими работами, что значительно повышает производительность урока. - Организация выступлений учащихся с мультимедийным сопровождением. В основе этой работы лежит использование метода информационного ресурса, основная цель которого - закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации обучающегося в огромном количестве самой разнообразной информации. Главное достоинство этого метода - возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Деятельностью ученика при подборке и систематизации мультимедиа-ресурсов, оформлении презентации руководит учитель. Интерактивное устройство дает возможность работать непосредственно у доски, без использования мыши и клавиатуры, что делает сообщение учащихся более зрелищным, приучает их к публичным выступлениям. - Формирование умений и навыков при выполнении тренировочных заданий. Использование инструмента "Шторка" позволяет скрыть решение или ответы к задаче, что применяется при поэтапной или самостоятельной проверке решения. Перемещение объектов позволяет учащимся составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах и многое другое. При этом используется функция клонирования, перетаскивания объектов; построение таблиц заданного формата осуществляется в PowerPoint, затем они переносятся на страницу Interwrite Board. Учащимся могут быть предложены следующие задания: 1. Перемещая объекты, заполните таблицу "Полная механическая энергия системы". 2. Заполните таблицу, перемещая буквы, соответствующие правильным ответам теста. Прочитайте термин, обозначающий распространение колебаний в пространстве. Правильный ответ спрятан за "шторкой". Цвет можно использовать для акцентирования внимания учащихся на чем-то важном, для обозначения связи между элементами схем, рисунков, формул, для построения нескольких графиков в одной плоскости. Например, учащимся могут быть предложены задания, при выполнении которых используются разные цвета маркеров: 1. Постройте график колебаний цветом, соответствующим цвету задания. 2. Заполни таблицу соответствующим цветом. 3. Выберите правильные и неправильные утверждения и обозначьте их стрелками соответствующего цвета. При отработке умения чтения графиков, их сортировке по общим признакам очень удобно пользоваться Галереей, где заранее создана папка с комплектом всевозможных графиков. Их легко можно перенести в любое место на новой странице конспекта, изменить размеры, клонировать. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, при этом всегда имеется возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия. Хорошо использовать созданный материал на уроках повторения, подготовки к контрольной работе, практической работе, в качестве мотивации к уроку. Вставка или вырезка частей изображения наряду с отменой и повтором действия позволяют создавать на уроке ситуацию успеха, ведь ученик знает, что всегда может исправить свои ошибки. 4. Этап организации контроля знаний. - Выполнение интерактивных упражнений, тестов, проверочных и контрольных работ. В своей работе я использую такие готовые цифровые образовательные ресурсы, как полный интерактивный курс физики "Открытая физика 2.6", "Живая физика", "Уроки физики K&M ". "Репетитор по физике"

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

ОНР - как психолого- педагогическая проблема
Проблемой общего недоразвития речи занимались многие исследователи, среди них Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е. Ляско, Л.Н. Ефименкова, Л.С. Волкова, С.Н. Шахновская и др. Общее недоразвитие речи - это различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов ре ...

Специфика употребления сложных предложений младшими школьниками с ОНР
Сложные подчинительные конструкции появляются в речи нормально развивающегося ребенка относительно рано. А.Н. Гвоздев указывает на то, что сложные предложения с союзами начинают появляться с 2 лет 2 мес. – 2 лет 5 мес. Им предшествуют в речи ребенка бессоюзные сложные предложения, в которых выражен ...

Апробирование и анализ результатов экспериментальной работы по выявлению особенностей изучения нумерации многозначных чисел младшими школьниками
После опыта работы учителей начаьных классов решили провести экспериментальную работу на базе Яратовской СОШ Баймакского района. Опытно-экспериментальную работу решили провести в три этапа. I этап - констатирующий. II этап - формирующий. III этап - контрольный. Цель эксперимента: выявить, знают ли ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru