Этап активного и сознательного усвоения новых знаний

Страница 1

Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Основным средством активизации обучения является самостоятельная работа школьников. Например, самостоятельно учащиеся выводят уравнение движения математического маятника, используя при этом инструктивный план, созданный в виде презентации в программе Microsoft Power Point и демонстрируемый в режиме Офис на интерактивной доске. Каждый этап вывода формулы появляется с использованием эффекта анимации по клику маркера по доске. При этом можно использовать заранее подготовленные рисунки из Галереи, создавать надписи с применением экранной клавиатуры. В зависимости от уровня подготовки учащихся и особенностей аудитории возможны варианты работы в ходе урока: вывод осуществляется одним или несколькими учащимися, клонируются страницы без рукописного текста для повторного вывода формулы, сохраняются слайды как с ошибочными, так и с нестандартными выкладками для дальнейшей работы. Активизирует познавательную деятельность обучающихся и проблемное изложение нового материала. Например, изучение темы "Механический резонанс" можно начать с создания проблемной ситуации посредством серии вопросов "Почему происходит явление?". Удобство использования слайдов презентации состоит в следующем: все вопросы одновременно находятся на экране, во время дискуссии можно установить общие признаки, а затем и причины явлений, в процессе обсуждения для акцентирования внимания на "ключевых" словах применяем текстовыделитель панели инструментов. После установления причины возрастания амплитуды колебаний (совпадение частот) делаем вывод, который фиксируется на пустом слайде с помощью цветных маркеров. Причем возможности интерактивной доски позволяют значительно повысить эффективность урока: экономия времени возникает за счет использование готовых информационных объектов (чертежей, графиков, схем, диаграмм). Можно использовать и звуковые фрагменты – дикторский текст, например, при формулировке определения резонанса. Возможность вернуться к предыдущему слайду позволяет проанализировать описанные явления и ответить на вопрос вредное или полезное действие оказывал резонанс? И уже сами учащиеся могут сформулировать новую проблему: где применяется и устраняется механический резонанс в жизни человека. На этом этапе урока можно предложить ребятам домашнее задание: дополнить презентацию своими слайдами. Активность учащихся проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствуют его реализации в повседневной жизни. В результате поисковой работы учащихся и использования функции Microsoft Power Point "слияние презентаций" появляется совместный проект, который обсуждается на уроке, при этом в реальном времени на проецируемое изображение можно наносить пометки, делать чертежи и записи. 3. Этап организации активной познавательной деятельности учащихся при систематизации, обобщении и закреплении учебного материала. Одним из условий достижения положительных результатов является применение различных способов закрепления знаний, требующих мыслительной активности обучающихся. - Использование интерактивных моделей при выполнении практических работ исследовательского характера. Например, по компьютерной модели колебаний груза на пружине, можно дать задания разного уровня сложности на чтение графиков: Установить зависимость между изменяющимися в процессе колебаний параметрами. Эту зависимость удобно представить в виде таблицы, которую можно строить с помощью электронного маркера прямо поверх документа, переносить таблицу и другую важную информацию на следующую страницу с использованием инструмента "Частичная съемка". - Задание с недостающими или "скрытыми" данными: определить массу колеблющегося груза. Для акцентирования внимания учащихся на недостающих данных используем цветные маркеры, а также инструмент "Прожектор", который позволяет выделить только нужную часть экрана. - Используя интерактивную доску, можно организовать и такую форму активной деятельности учащихся с интерактивными моделями: в качестве домашнего задания учащиеся получают индивидуальные задачи или составляют их тексты сами (с учетом функциональных возможностей модели и диапазонов изменения числовых параметров величины). Выполненная работа сканируется, а на уроке правильность решения проверяется с помощью компьютерного эксперимента. Возможна корректировка работы с помощью маркера в режиме Офис. В процессе подготовки к уроку можно создать несколько страниц с детскими работами, что значительно повышает производительность урока. - Организация выступлений учащихся с мультимедийным сопровождением. В основе этой работы лежит использование метода информационного ресурса, основная цель которого - закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации обучающегося в огромном количестве самой разнообразной информации. Главное достоинство этого метода - возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Деятельностью ученика при подборке и систематизации мультимедиа-ресурсов, оформлении презентации руководит учитель. Интерактивное устройство дает возможность работать непосредственно у доски, без использования мыши и клавиатуры, что делает сообщение учащихся более зрелищным, приучает их к публичным выступлениям. - Формирование умений и навыков при выполнении тренировочных заданий. Использование инструмента "Шторка" позволяет скрыть решение или ответы к задаче, что применяется при поэтапной или самостоятельной проверке решения. Перемещение объектов позволяет учащимся составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах и многое другое. При этом используется функция клонирования, перетаскивания объектов; построение таблиц заданного формата осуществляется в PowerPoint, затем они переносятся на страницу Interwrite Board. Учащимся могут быть предложены следующие задания: 1. Перемещая объекты, заполните таблицу "Полная механическая энергия системы". 2. Заполните таблицу, перемещая буквы, соответствующие правильным ответам теста. Прочитайте термин, обозначающий распространение колебаний в пространстве. Правильный ответ спрятан за "шторкой". Цвет можно использовать для акцентирования внимания учащихся на чем-то важном, для обозначения связи между элементами схем, рисунков, формул, для построения нескольких графиков в одной плоскости. Например, учащимся могут быть предложены задания, при выполнении которых используются разные цвета маркеров: 1. Постройте график колебаний цветом, соответствующим цвету задания. 2. Заполни таблицу соответствующим цветом. 3. Выберите правильные и неправильные утверждения и обозначьте их стрелками соответствующего цвета. При отработке умения чтения графиков, их сортировке по общим признакам очень удобно пользоваться Галереей, где заранее создана папка с комплектом всевозможных графиков. Их легко можно перенести в любое место на новой странице конспекта, изменить размеры, клонировать. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, при этом всегда имеется возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия. Хорошо использовать созданный материал на уроках повторения, подготовки к контрольной работе, практической работе, в качестве мотивации к уроку. Вставка или вырезка частей изображения наряду с отменой и повтором действия позволяют создавать на уроке ситуацию успеха, ведь ученик знает, что всегда может исправить свои ошибки. 4. Этап организации контроля знаний. - Выполнение интерактивных упражнений, тестов, проверочных и контрольных работ. В своей работе я использую такие готовые цифровые образовательные ресурсы, как полный интерактивный курс физики "Открытая физика 2.6", "Живая физика", "Уроки физики K&M ". "Репетитор по физике"

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Обучение простым дирижёрским навыкам
Помогает развитию чувства ритма и «дирижерский счет». Потребность в нем вызывается моторной природой ритмического чувства. Одной исполнительской моторики не всегда достаточно, чтобы вести ритмическую линию; на помощь ей и приходит счетная моторика. Потребность в «дирижерском счете» может иметь мест ...

Описание опыта учителей
Как для начинающих, так и для опытных учителей наибольший интерес представляют практические советы по использованию различных приемов, средств и перечень упражнения для обучения языку и речи. До недавнего времени основным средством обучения иностранным языкам служили тексты, т.к. они являются основ ...

Определение понятия "вербальная агрессия"
Прежде чем перейти к непосредственному изучению вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо дать определение этого понятия, поскольку до сих пор единого мнения ученых относительно решения данного вопроса не существует. Между тем необходимость отличать вербальную агрессию от других видо ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru