Анализ временного государственного стандарта выявил, что он уделяет небольшое внимание вопросам развития и истории Ингушетии. В разделе “История нового времени. Россия и мир” отмечается лишь изучение темы: “Россия - многонациональная империя. Народы России в XVII - XVIII вв.” (условия жизни, обычаи, религия). Также отмечается, что учащиеся должны показывать на политической карте положение государств и народов к началу и в конце нового времени, рассказывать о формировании Российской империи, о положении живших в ней народов, национальных движениях, имперской политике самодержавия.
Нам представляется возможность дополнить этот список характеристикой особенностей социально-экономического развития народов. В Российской империи в XVII - XVIII вв. в частности, Ингушетии.
Анализ программы по отечественной истории выявил, что тема урока представлена в разделах:
1. “Место России 1 мировой истории к началу XIX в.” и
2. “Основные направления внешней политики Российской империи”.
Они уделяют внимание таким вопросам как:
1. Своеобразие территориального положения России к началу XIX в.; народы на территории Российской империи, их хозяйственное и культурное взаимодействие.
2. Кавказская война. А.П. Ершов, И.И. Паскевич. Расширение границ Российской империи. Но, на наш взгляд вопросы связанные с нашим дипломным исследованием не нашли достаточно мирного освещения в программах, в связи с чем мы предлагаем дополнить их вопросами социально-экономического, политического и духовного развития народов Кавказа, их обычаями, традициями и обрядами.
На данный момент по истории России изучаемого периода действует несколько учебников истории. Для анализа выбраны три из них:
1. Ионов Л.Н. “Российская цивилизация IX - начала XX вв.”.
2. Буганов В.И., Зырянов М.Н., Сахаров А.Н. История России в 2ч.(ч.2).
3. Сахаров А.Н. История России в 2 ч. (ч. 2).
Структурно-функциональный анализ этих учебников показал:
1) Информативный комплекс содержания представлен недостаточно широко. Сложный для восприятия материал. Авторы стараются излагать доступно только лишь в учебном пособии Ионова. Новые понятия и термины выделены курсивом в тексте параграфа. Ни в одном из анализированных учебников нет схем. В учебнике Сахарова А.Н. и Буганова В.И. представлены черно-белые иллюстрации, чего не скажешь об учебнике Ионова.
2) Репродуктивный компонент содержания представлен во всех учебниках. Хотя вопросов на воспроизведение ранее изученного материала не так уж и много. Сам текст параграфа ориентирует учащихся на частичное применение ранее усвоенных знаний.
3) Творческий компонент содержания на наш взгляд лучше представлен в учебнике Ионова. Хотя во всех учебниках приводятся проблемные вопросы, требующие работы учащихся на 3-ем уровне познавательной деятельности.
4) Эмоционально-ценностный компонент содержания присутствует во всех учебниках. Материал излагается образно, эмоционально, даются характеристики видным деятелям эпохи.
Итак, структурно-функциональный анализ учебников выявил, что каждый учебник имеет свои положительные стороны, и недостатки. Но, материал нашего дипломного исследования не нашел достаточно полного освещения. Поэтому мы считаем целесообразным разработать урок, который будет проходить в основном в лекционной форме и упор будет делаться на объяснения учителем сложного фактического и теоретического материала.
Прочие статьи:
Описание опыта учителей
Как для начинающих, так и для опытных учителей наибольший интерес представляют практические советы по использованию различных приемов, средств и перечень упражнения для обучения языку и речи. До недавнего времени основным средством обучения иностранным языкам служили тексты, т.к. они являются основ ...
Содержание и основные задачи правового воспитания
Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится одной из задач школы и воспитателей. Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, ...
Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...