Психолого-педагогическая характеристика старшегодошкольного возраста

Статьи об образовании » Применение различных художественных техник на творческих занятиях с дошкольниками » Психолого-педагогическая характеристика старшегодошкольного возраста

Страница 2

Развиваются в дошкольном возрасте и основные психические процессы: воображение, внимание, память, мышление.

Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других.

В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

Творческое воображение детей проявляется в сюжетно-ролевых играх и художественной деятельности.

К концу дошкольного периода детства воображение у детей представлено в двух основных формах:

1) Произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой-либо идеи;

2) Возникновение воображаемого плана её реализации.

Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:

1) Познавательно-интеллектуальную,

2) Аффективно-защитную.

Познавательная функция

позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.

Аффективно-защитная функция

воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм.

К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.

Следует отметить, что в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли. А детей 6 -7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность.

Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).

Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка.

Помимо воображения у детей в старшем школьном возрасте активно развивается память. Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5 – 6 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Постепенно памяти становится все более сложной.

Память ребёнка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (животным, птицам, домам, деревьям, цветам, и.т.д.), а также и несущественные признаки, частные детали.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.

В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботиться о том, чтобы все, что воспринимает, легко и точно припомнить впоследствии).

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Биосферное мировоззрение
Блаженный Августин разделял государства на те, которые составляют “Град Божий” и “Град Земной”. Это примечательная дивизация сохраняется как это ни удивительно, сохраняется до сих пор, но уже в модернизированном виде. Дело всё в том, что в экологической культуре существует представление о наличии д ...

Основные принципы системы развивающего обучения
учебная инициатива младший школьник задача В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящены научные труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических пособий. Вопросы интеллектуаль ...

Методы отрицательного подкрепления
Учитывая реалии сегодняшнего дня, следует признать, что методы отрицательного подкрепления, в целом, еще не ушли в прошлое и потому нужно использовать их наиболее грамотно и с наименьшим педагогическим вредом, а не делать вид, что их не существует. Форм использование методов отрицательного подкрепл ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru