Социально-педагогическая теория освоения учащимися мира в системе дополнительного образования детей интегрирует совокупность идей, составляющих смысловое ядро теории (идея развития эстетической сферы личности учащегося; идея эстетизации образовательного и жизненного пространства; идея активизации эстетической позиции субъекта освоения мира); базируется на научно обоснованных подходах (социально-педагогический, средовый, персонифицированный, полихудожественный); выявленных закономерностях (эстетико-природная обусловленность развития личности; образного отражения действительности; значимость активности субъекта в освоении мира); системе принципов (принципа эстетизации как системообразующего, единства истины, добра и красоты; гармонии; открытости; резонирования; увлеченности; образности; рефлексивности); составляющих концептуальные основы исследования.
В качестве ведущего методологического основания эстетического освоения мира учащимися, обеспечивающего принципиально новые преобразующие возможности постановки и решения не только прикладных, но и фундаментальных педагогических проблем, нами рассматривается принцип эстетизации.
Эстетизация образования представляет собой совокупность условий, обеспечивающих теоретически, методологически, содержательно, организационно и методически органическую целостность развития интеллекта в единстве с эмоциональным миром ребенка в целях формирования эстетически социализированной личности. Эстетизация дополнительного образования обогащает становление человека, содействует проявленности качеств и состояний, связанных с объединением биосоциальных начал человека (Ф.Ш.Терегулов), обеспечивающих его успешную гармоничную социализацию.
Идея эстетизации дополнительного образования детей тесно связана с реализацией совокупности подходов: социально-педагогического, средового, персонифицированного, полихудожественного, обеспечивающих гуманистическую направленность образования, усиливает утраченную нравственно-эстетическую сторону учебно-воспитательного процесса, содействует формированию способности гармонизировать жизнь и творчески преобразовать ее.
Социально-педагогический подход (А.Я. Журкина, М.А. Галагузова, В.И. Загвязинский, Р.А. Литвак, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Т.А. Панкова, С.В. Сальцева) предусматривает акцентирование социализирующих факторов процесса дополнительного образования, доминантой которого утверждается становление личности, способной полноценно осваивать окружающую среду с эстетических позиций, реализовать свои права и свободно развиваться. Реализация идей социально-педагогического подхода способствовала организации помощи и поддержки подрастающему человеку в развитии его эстетического начала, в творческом освоении того, что заложено в индивиде от природы, и осознании того, что он приобрел в индивидуальном опыте социализации.
Реализация смысловой связи идеи эстетизации (Н.В. Осипова, С.Ю. Полуйкова, С.Т. Шацкий) и средового подхода (Ю.С. Мануйлов, В.И.Попова, В. Д. Семенов, В. Н. Шульгин) требует организации эстетической мироосваивающей деятельности учащихся как конструируемой и развивающейся в социуме, имеющем пространственные рамки, протяженность социальных отношений, действий, поступков. В нашем диссертационном исследовании создавалась эстетически формирующая педагогическая среда как цель и результат непрерывного личностно-ориентированного (персонифицированного) дополнительного образования детей, что позволяло усилить воспитательно-развивающий функционал дополнительного образования в освоении мира учащимися.
Персонифицированный подход (И.Я. Лернер, А.В. Петровский, И.Г. Дубов, А. Солонин, В. Солонина, Ю.Ф. Тунгусов, Е.Н. Устюжанина, Г.Г. Шек) в нашем исследовании предопределяет организацию соответствующей идее эстетизации культуро-творческого педагогического взаимодействия, усиливающего внимание к индивидуально-специфическим особенностям учащегося и его персональным успехам и достижениям, где педагог и учащийся встречаются и взаимодействуют как самобытные системы. Тип персонализированного обучения особенно актуален и необходим в дополнительном образовании, поскольку именно в творческих объединениях (мастерских, студиях, коллективах, секциях) освоение мастерства происходит благодаря стремлениям участников внести свой вклад в развитие индивидуальности другого и развитие общности. Особое значение в нашем исследовании придавалось учету гендерных различий в алгоритмах эстетического освоения мира мальчиками и девочками (по смысловому и эмоциональному признакам).
Полихудожественный подход (Б.П. Юсов) в процессе эстетизации дополнительного образования обуславливает многоаспектное освоение действительности, являясь концентрацией идей глубоких образных духовных связей явлений, объектов и субъектов мира, идеи планетарности как всеохватности во взаимосвязях мировых и космических процессов, ноосферные разработки ученых-космистов В.И. Вернадского, Тейяр де Шардена, Л.Н. Гумилева, Г.Д. Гачева, А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского и др.
Прочие статьи:
Методические условия реализации метода проектов при обучении
русскому языку в начальных классах
Специальная работа учителя по обученности проектной деятельности способствует успешному усвоению детьми учебной программы. Для выяснения уровня готовности к проектной деятельности у младших школьников был проведен эксперимент, в котором участвовали ученики 4 класса МОУ СОШ №38 г. Комсомольска-на-Ам ...
Развитие метроритмического чувства
Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую ученики поют хором, я ставлю дет ...
Изучение предрасположенности детей 5-6 лет с ОНР III-IV уровня к акустической дисграфии
Форма проведения - педагогическое исследование. Базой проведения эксперимента является МДОУ «Детский сад №73» города Рязани. Цель
: выявление эффективности дидактических игр на развитие фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания для предупреждения акустической дисграфии у дете ...