Понятия "ошибка" и "педагогическая ошибка"

Статьи об образовании » Педагогические ошибки учителей » Понятия "ошибка" и "педагогическая ошибка"

Страница 2

Поскольку ошибки, допускаемые в педагогической деятельности, весьма разнообразны, построение их классификации становится достаточно важной задачей. Полная и постоянно совершенствуемая классификация изучаемых явлений - атрибут любой зрелой науки и практики.

В основании предложенной И.А. Колесниковой классификации положены причины их возникновения и характер проявления:

I. По степени осознанности: осознанные, или сознательно допускаемые и неосознаваемые заблуждения. Эта группа ошибок имеет значение для профессиональной коррекции.

II. По причинам возникновения: 1) квалификационные или ошибки некомпетентности (допускаются по причинам незнания, неумения, неготовности к профессионально-педагогической деятельности; 2) вынужденные ошибки (допускаются из-за отсутствия необходимых условий (временных, пространственных, материально-технических, социально-психологических и др.); 3) случайные ошибки или ошибки-упущения (допускаются по причинам нетипичного характера - торопливости, ситуативной усталости, забывчивости, отвлечения и т. п.); 4) ошибки профессиональной деградации (допускаются исключительно по причинам деформации профессионального сознания и профессиональной позиции (нежелание качественно работать, профессиональная апатия, лень, синдром "эмоционального выгорания", профессиональная дезадаптация).

III. С точки зрения характерологических особенностей профессиональные ошибки педагогов могут быть разделены на 1) проектно-аналитические (аналитико-диагностические, проектно-прогностические); 2) методико-технологические (стратегические, тактические, логические, технические); 3) психолого-этические (неадекватность стиля общения, речевые ошибки и др.).

Д. Толлингерова различает ошибки громадные и единичные, допустимые и недопустимые, необходимые и случайные, "умные". Ошибки исследователь называет громадными, если их причиной является ошибочная методическая деятельность преподавателя, в то время как единичная ошибка происходит от неправильной деятельности учащегося. Допустимая ошибка "не касается предмета усвоения, а только сопровождает его ход", т.е. свидетельствует о неполноте усвоения. Недопустимая ошибка является симптомом неверного понимания целей и предмета действий при работе с учебным материалом.

Необходимая ошибка законно определена логикой учебного действия в отличие от случайной ошибки, появление которой обладает невысокой вероятностью. Устранение необходимых ошибок может планировать, тем самым освобождая учащегося от встречи с ними. "В отличие от этого успешность борьбы со случайными ошибками зависит от способности учителя планировать свою контрольно-корректировочную деятельность, а скорее от его способности импровизировать" .

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Типы упражнений на овладение навыками чтения
Предтекстовый этап Упражнения в работе с заглавием текста. 1. Прочтите заглавие и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте. 2. Прочтите заглавие и скажите, в чем, по вашему мнению, состоит основное содержание текста. 3. Переведите заглавие и ответьте на вопросы: А) По како ...

Состояние дошкольного образования в сельской местности
По данным 2001 г. в системе дошкольного образования России насчитывалось 22 041 сельское дошкольное учреждение, что составляло 44,1% от общего количества дошкольных образовательных учреждений. В них воспитывалось 862 тыс. детей (20,3%), что на 8 тыс. детей больше, чем в 2000 г. В 1990 г. сеть сельс ...

Основные экономические показатели эффективности
Экономический эффект – это результат труда человека в процессе производства материальных благ. Но эффект сам по себе недостаточно характеризует деятельность человека. Для более полной ее характеристики, важно знать, какими затратами получен этот эффект, т.е. во что обошелся результат. Одинаковые за ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru