Понятия "ошибка" и "педагогическая ошибка"

Статьи об образовании » Педагогические ошибки учителей » Понятия "ошибка" и "педагогическая ошибка"

Страница 2

Поскольку ошибки, допускаемые в педагогической деятельности, весьма разнообразны, построение их классификации становится достаточно важной задачей. Полная и постоянно совершенствуемая классификация изучаемых явлений - атрибут любой зрелой науки и практики.

В основании предложенной И.А. Колесниковой классификации положены причины их возникновения и характер проявления:

I. По степени осознанности: осознанные, или сознательно допускаемые и неосознаваемые заблуждения. Эта группа ошибок имеет значение для профессиональной коррекции.

II. По причинам возникновения: 1) квалификационные или ошибки некомпетентности (допускаются по причинам незнания, неумения, неготовности к профессионально-педагогической деятельности; 2) вынужденные ошибки (допускаются из-за отсутствия необходимых условий (временных, пространственных, материально-технических, социально-психологических и др.); 3) случайные ошибки или ошибки-упущения (допускаются по причинам нетипичного характера - торопливости, ситуативной усталости, забывчивости, отвлечения и т. п.); 4) ошибки профессиональной деградации (допускаются исключительно по причинам деформации профессионального сознания и профессиональной позиции (нежелание качественно работать, профессиональная апатия, лень, синдром "эмоционального выгорания", профессиональная дезадаптация).

III. С точки зрения характерологических особенностей профессиональные ошибки педагогов могут быть разделены на 1) проектно-аналитические (аналитико-диагностические, проектно-прогностические); 2) методико-технологические (стратегические, тактические, логические, технические); 3) психолого-этические (неадекватность стиля общения, речевые ошибки и др.).

Д. Толлингерова различает ошибки громадные и единичные, допустимые и недопустимые, необходимые и случайные, "умные". Ошибки исследователь называет громадными, если их причиной является ошибочная методическая деятельность преподавателя, в то время как единичная ошибка происходит от неправильной деятельности учащегося. Допустимая ошибка "не касается предмета усвоения, а только сопровождает его ход", т.е. свидетельствует о неполноте усвоения. Недопустимая ошибка является симптомом неверного понимания целей и предмета действий при работе с учебным материалом.

Необходимая ошибка законно определена логикой учебного действия в отличие от случайной ошибки, появление которой обладает невысокой вероятностью. Устранение необходимых ошибок может планировать, тем самым освобождая учащегося от встречи с ними. "В отличие от этого успешность борьбы со случайными ошибками зависит от способности учителя планировать свою контрольно-корректировочную деятельность, а скорее от его способности импровизировать" .

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Программное обеспечение экономического воспитания у детей младшего школьного возраста
Центральной идеей непрерывного экономического образования является постоянное развитие человека как субъекта деятельности на всем протяжении его жизни, освоение им новых экономических условий повышение настоящей и будущей жизнеспособности. Как динамический процесс непрерывное экономическое образова ...

Понятие педагогической импровизации, ее сущность и содержание
Анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что среди исследователей нет единства мнений на определение сути педагогической импровизации, так же как нет единой модели построения системы целенаправленной подготовки к ней . Импровизация в педагогической деятельности обладает своей спе ...

Общее представление об учебной деятельности
При освоении любой деятельности человек приобретает определенные способности: например, в труде ребенок обретает способность к планированию, в игре - к воображению и действию в уме. В учебной деятельности ребенок обретает способность учить себя, или умение учиться. Умение учиться, формируемое в уче ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru