Применение правил

Страница 1

Объяснение правила и понимание его учащимися — это только начало работы над созданием пунктуационного навыка. «Усвоение правил и их применение,— говорит Н. А. Менчинская в статье «Психология обучения»,— трактуется как две стороны единого процесса, поскольку учащийся может усвоить в полной мере только то, что он пытается реализовать в своей учебной деятельности».

Знание определений, правил непосредственно не влечет за собой умения анализировать языковые факты, правильно графически обо­значать членение письменной речи.

При применении правил вырабатываются умения обнаруживать грамматические факты, отграничивать их от

других, в чем-либо сходных с ними.

Обнаружение грамматического факта.

Применение правил свя­зано прежде всего с обнаружением конструкции, членение которой обозначается знаками препинания.

Обнаружение грамматических явлений — это образование слож­ных ассоциаций, началом которых могут быть признаки, выступаю­щие в роли условий нормы или являющиеся опознавательными знаками, по которым квалифицируется синтаксическая единица, или представленные в правиле только наименованием.

Методика выделения признаков грамматических явлений, уста­новления соответствия между наименованием синтаксической еди­ницы и ее характеристиками связана с выяснением ряда вопросов:

1. По скольким признакам определяется грамматическое яв­ление?

2. Что характерно для отдельных признаков и приемов обна­ружения грамматических фактов? Какие из них существенные, а какие имеют второстепенное значение, в какой мере они надежны? Как часто учащиеся используют отдельные признаки и приемы при обнаружении грамматических явлений?

3. Какие признаки являются первыми сигналами, с которых на­чинается поиск фактов, дающих основание для решения?

4. Если конструкция определяется по совокупности признаков, какие связи существуют между признаками, какова последователь­ность обнаружения признаков и какие приемы для этого ис­пользуются?

5. На что ориентирует учебник?

Какие признаки синтаксических единиц и приемы их обнаружения в нем приведены?

Анализ материала, связанного с обнаружением грамматических фактов, дается ниже, при изложении методики изучения конкретных тем школьного курса пунктуации.

Чтобы не повторяться, обратим внимание только на то, что при обнаружении грамматических фактов не все признаки активизиру­ются в одинаковой мере, есть признаки, действие которых ограничено или в ряде случаев по каким-то причинам затруднено. Методическая грамотность учителя в анализе подобных фактов в значительной мере определяет правильность построения работы в этой стадии форми­рования навыка.

Использование приемов-предписаний (алгоритмов).Характер мыслительной деятельности при применении правил разнообразен и весьма сложен: ученик должен по совокупности признаков оп­ределить синтаксическую единицу, подобрать пунктуационное пра­вило, соотнести условия его действия с признаками конкретного •построения. Например, записывая предложение Подкормленная ми­неральными удобрениями, озимая рожь дружно зазеленела, ученик должен заметить распространенное определение, найти определяемое слово и установить место оборота по отношению к нему, обратить внимание на интонацию (пауза перед подлежащим или после него);

в связи с этим учесть, имеет ли определение обстоятельственное значение; наконец, вспомнив правила и соотнеся условия их действия с признаками записываемого предложения, решить, нужно или не нужно обособлять определение.

Как видим, применение правил — сложный мыслительный про­цесс, включающий действия, связанные с установлением умственных операций и определением их последовательности.

Овладение приемами умственной деятельности само по себе при­обретает огромное значение. «Исследования психологов и методи­стов, проведенные в последнее время,— пишет в статье «Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников» извест­ный советский психолог Д. Н. Богоявленский,— выяснили, что обу­чение приемам не только экономит время учения, так как устраняет неадекватные способы работы и помогает ассимилировать наиболее рациональные, но и приводит к выработке у учащихся логического мышления, Способствует развивающему характеру обучения» .

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Развитие старшего дошкольника как субъекта творческой деятельности
Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что ...

Педагогическое мастерство преподавателя среднего специального учебного заведения
Подготовка конкурентоспособного и востребованного на рынке труда специалиста требует большого педагогического мастерства. Классики отечественной педагогики считали проблему формирования педагогического мастерства одной из важнейших в обучении будущих преподавателей. Педагогическое мастерство — это ...

Состояние дошкольного образования в сельской местности
По данным 2001 г. в системе дошкольного образования России насчитывалось 22 041 сельское дошкольное учреждение, что составляло 44,1% от общего количества дошкольных образовательных учреждений. В них воспитывалось 862 тыс. детей (20,3%), что на 8 тыс. детей больше, чем в 2000 г. В 1990 г. сеть сельс ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru