Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности

Статьи об образовании » Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии » Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности

Страница 2

Общение подростка с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга (Эриксон Э.).

Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Успехи в среде сверстников ценятся более всего.

Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность, общение сочетается с нежной привязанностью и обожанием.

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах. Характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Позднее отношения усложняются, исчезает непосредственность в общении (Выготский Л.С.).

Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении танцев, кино, театров и т.д. Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений.

В подростковом возрасте начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью. Очень важно просвещать подростков по вопросам любви и секса, готовить их к этой сфере взрослой жизни.

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой – за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. В речевой культуре необходимо уметь не снижать своего верхнего уровня. Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника (Чернышев В.И.).

Дж. Брунер подчеркивает роль школы в формировании независимых подростков, оторванных от непосредственной ситуации способов мышления, обусловленных отделением слова от обозначаемой вещи и повседневной действительности. Освобождение от вербального реализма приводит подростка в реальность самого языка. Говоря о верхнем уровне речевого развития у подростков, следует не забывать, какую огромную дистанцию проходят эти подростки в сравнении со своими далеко отставшими сверстниками.

Э. Сепир отмечал, что «реальный мир» в значительной мере строится на основе языковых норм данной группы. Эта мысль подтверждает с особой прозрачностью характер общения неформальных подростковых и молодежных групп. В таких объединениях подростки пользуются сленгом.

В восприятии изобразительного искусства подростки осваивают графические схемы, которые приближают изображение к иконическому образу. Подбирая освоенные графические схемы к изображаемым предметам, поставленным на уроке рисования в виде натюрморта, подросток, по существу, решает задачу на подбор освоенных прежде графических образов.

Особое, приоритетное место в подростковом возрасте занимает восприятие музыки. Музыка больших частот пользуется массовым спросом. В ранних исследованиях Б.Г. Ананьев экспериментально установил, что музыка выступает в качестве регулятора поведения. Оказалось, что именно подростки наиболее сензитивны к воздействию музыки. Именно эта категория людей стремится воспринимать музыку на пределе возможного. Поэтому молодая аудитория так стремится к поп – и рок – музыке.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Основные моменты системы правового воспитания в школе
Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные обще ...

Оптимизм – главный критерий ортобиоза
Сенека утверждал: «Пример более укорачивает путь к мудрости, нежели правила». Вот почему следует внимательно отнестись к опыту долгожителей. Тем более если речь идёт не о единичных случаях, а о фактах, многократно описанных в геронтологической литературе, которая свидетельствует, что здоровая среда ...

Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и при дизонтогенезе
Алексеева М.М., Яшина В.И., Лепская Н.И., Арушанова А.Г., Фомичева М.Ф. рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития. По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное об ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru