Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 1

Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи, мы поставили целью эксперимента– выявить особенности нарушения грамматического строя речи, а в частности словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Экспериментальная работа проводилась на базе «НГДОУ№256» города Комсомольска-на-Амуре.

Нами были подобраны десять детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе, были поставлены следующие задачи;

1. Выявить у дошкольников особенности сформированности словообразования.

2. Выявить отклонения в словоизменении

1. обследование словообразования

Задание 1 образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок

При

У ехать, идти, бежать, лететь

За

Задание 2 образование глаголов с противоположным значением

Завязывать-пазвязывать

Приклеивать-отклеивать

Включить-выключить

Задвинуть-выдвинуть

Притащить-утащить

Задание 3 образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса

Ключ-ключик

Пуговица-пуговичка

Звезда-звездочка

Задание 4 образование слов обозначающих профессию с помощью суффиксов

Стекло-стекольщик

Сварка-сварщик

Кран-крановщик

Сапог-сапожник

Двор-дворник

Задание 5 образование прилагательных обозначающих неполноту действия

Синий-синеватый

Зеленый-зеленоватый

Желтый-желтоватый

Задание 6 образование глаголов от прилогательных

Красный –краснеть

Белый-белеть

Черный-чернеть

Желтый-желтеть

Задание 7 подбор родственных слов

Дом-домик домашний домовой

Сад-садовый садик

Стол-столовый столик

Свет-светлый светить

Бег-беговой бежать бегун

По результатам диагностики у всех детей обнаружилось нарушение словообразования. Преимущественно нарушена образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок, образование глаголов от прилагательных, а так же образование слов обозначающих профессию с помощью суффиксов.

2. обследования словоизменения

Задание 8 изменение существительных по падежам

Задание 9 изменение прилагательных по родам

Майка какая? Зеленая

Кресло какое? Красное

Автобус какой? Синий

Задание 10 изменение существительных по числам

Кровать-кровати

Вагон-вагоны

Гнездо-гнезда

Задание 11 изменение существительных с непродуктивными основами по числам

Лоб-лбы

Ухо-уши

Задание 12 множественное число существительных в родительном падеже

Нет чего?

Парт

Ведер

Цветков

Задание 13 согласование существительных с числительными

Одна тетрадь, две тетради, пять тетрадей

Одно яблоко два яблока пять яблок

Задание 14 изменение глаголов по временам

Что делает девочка? Девочка поливает цветы

Что делала девочка? Девочка поливала цветы

Что будет делать девочка? Будет поливать цветы

У детей были выявлены нарушения в изменении прилагательных по родам у 7 человек. У 5 детей наблюдались трудности в изменении числа существительных в предложениях. Отмечались единичные случаи затруднений в изменении существительных с непродуктивными основами по числам, и согласования существительных с числительными.

На основе проведенного исследования грамматического строя речи, у всех детей было выявлено общее недоразвитие речи III уровня.

Мы свели все показатели в таблицу, определив у каждого ребенка уровень речевого развития, по данным констатирующего этапа (Таблица №1)

Таблица № 1.

Ф. И. ребенка

Разделы логопедического обследования

Общее количество баллов

Уровень

Состояние словообразования

Состояние словоизменения

Вася В.

2

7

9

II

Вова К.

2,5

7

9,5

II

Дима Д.

1,5

2

3,5

III

Ксения К.

3

7

10

II

Максим Б.

4,5

3

7,5

II

Маша С.

2

3

5

III

Никита А.

3,5

4

7,5

II

Никита В.

2

4

6

III

Никита С.

1,5

5

6,5

II

Ярослав П.

3,5

3

6,5

II

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика старшегодошкольного возраста
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возр ...

Описание диагностической программы
Исследования развития логического мышления проводилось на базе специальной школы для детей с нарушенным слухом № 69. В исследовании принимали участие ученики 4 класса в количестве 15 человек (учащиеся 10-11 лет из них 9 девочек и 6 мальчиков). Диагностическая программа, целью которой было определен ...

Педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения
Формирование самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой проявления этого качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые ученик включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем. В связи с этим особое значение приобретает задача формировани ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru