Активизация познавательной деятельности учащегося. Познавательный интерес

Страница 3

Третий уровень – творческий уровень активности – характеризуется интересом и стремлением ученика не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. На этом уровне активности учащиеся проявляют стремление применить знания в новой ситуации, т.е. произвести перенос знаний и способов деятельности в условия, которые до сих пор школьнику не были известны. Критерием оценки сформированности третьего уровня познавательной активности может служить интерес ученика к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и процессов, к самостоятельному поиску решения проблем, возникших в процессе практической и познавательной деятельности. Характерная особенность этого уровня активности – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и устойчивые познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением. Педагогическим средством, позволяющим включить указанный механизм в действие, является организация исследовательской деятельности учащихся.

Понятие познавательной активности тесно связано с понятием активизации учебно-познавательной деятельности, которая рассматривается как процесс создания определенных условий обучения, способствующих повышению познавательного потенциала школьника.

Познавательный интерес

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Он усиливает и углубляет другие познавательные мотивы, с которыми он переплетается и взаимодействует: возможность получать знания, узнавать новое, успехи в учении и др.

Также познавательный интерес взаимодействует и с моральными мотивами, главным образом с чувством долга и ответственности. Познавательный интерес выступает не только как мотив и средство обучения, но и как устойчивое качество личности. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, “жажда знаний” - все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания. Познавательный интерес определяет активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей. Он определяет поисковый, творческий характер любого вида познавательной деятельности, благоприятствует формированию способностей к творчеству в самых разных видах деятельности.

Г. И Щукина так определяет познавательный интерес: «Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».

Особое значение, которое учёные придают познавательному интересу, связано с его важностью для обучения. Важность состоит в том, что познавательный интерес является одним из главных мотивов обучения. Так по данным Г. И. Щукиной познавательный интерес фигурирует среди других мотивов обучения как центральный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Определение понятий одаренность, одаренный ребенок
Научный смысл работы по выявлению одаренных и талантливых состоит в том, что она позволяет раскрыть на самой представительной выборке природу и психологический механизм творчества, обеспечить возможности использования законов творчества для совершенствования содержания и методов обучения всех детей ...

Содержательный смысл математического уравнения
Вникая в смысл слова «уравнение» мы понимаем, что оно выражает процесс уравнивания. Что именно уравнивается и зачем? По-видимому, уравнивать можно что-то с чем-то и именно об этом говорит тот факт, что уравнение выражается равенством двух частей. Но в чем состоит смысл уравнивания? Ведь это значит, ...

Динамика развития словаря детей 6–7 лет
Цель: проверить влияние разработанной программы на формирующем эксперименте на развитие словаря детей 6–7 лет. Для достижения поставленной цели нами был использован тот же диагностируемый материал, что и на констатирующем этапе. Анализ контрольной диагностики следующий. В первом задании мы получили ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru