Творчество как феномен человеческой деятельности

Страница 3

4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

- Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

- Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

- Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

- Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

- Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

- Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

- Гибкость мышления.

- Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

- Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

- Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

- Лёгкость генерирования идей.

- Творческое воображение.

- Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция .

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Страницы: 1 2 3 


Прочие статьи:

Определение волевых и эмоциональных качеств человека
По определению воля - это регулирующая сторона сознания, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Как указывает К.К. Платонов (1972), наиболее существенным для понимания воли является целеустремленность, могущая принимать фо ...

Методика Н.А. Чевелевой
В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А. Чевелева в своем пособии пр ...

Бытовые и жанровые сценки с людьми в различных местах и жизненных ситуациях
При работе с данными изображениями можно использовать много различных заданий, в том числе и не связанных напрямую с самим изображением. Изображение, как уже отмечалось выше может служить лишь стимулом, отправной точкой для беседы дискуссии, для выполнения творческого задания. Именно при работе с д ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru