Определение волевых и эмоциональных качеств человека

Страница 2

Анализ структуры и содержания волевого действия показывает, что оно находится в неразрывной связи с интеллектуальными процессами. Уже выбор цели, а тем более принятие решения, определение средств и способов достижения намеченных целей, связанное с обдумыванием различных вариантов, их взвешиванием, обсуждением, предъявляет большие требования к мышлению.

Воля, представляя собой структурно сложную сторону личности, проявляется в волевых действиях через волевые качества: целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержку и самообладание, дисциплинированность. Волевые качества, становясь устойчивыми, переходят в черты характера, которые и определяют отношение человека к обществу и деятельности.

Воля непосредственно зависит от темперамента (как свойства личности), определяющего динамику ее проявления в условиях общественно-трудовой деятельности.

Волевое действие, как правило, имеет определенную эмоциональную окраску. Оно связано и в значительной мере обусловлено эмоциональным отношением человека к той или иной цели. С положительными или отрицательными эмоциями, связано и выполнение действия, достижение определенных результатов. Успешное выполнение деятельности сопровождается стеническими эмоциями, мобилизующими на преодоление еще больших трудностей. Отрицательные эмоциональные переживания и состояния в ряде случаев затрудняют выполнение соответствующих действий.

Эмоция (от лат. Emoveo – потрясаю, волную) это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным отношениям действительности, а также субъективного состояния, возникшего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента.

Первый из них, общий для всех изменений состояния равновесия – это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциогенное событие имеет для субъекта – позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного – в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер.

От того, в каких условиях зарождается эмоция, ее функции будут различны.

Эмоция может внести дезорганизацию в деятельность индивида, будет мотивировать его поведение или регулировать его действия в зависимости от ситуации. Нельзя однозначно сказать о положительном или отрицательном значении эмоций в жизни человека. Они могут оказывать и то, и другое влияние.

В сложных ситуациях эмоции человека могут протекать в форме так называемых аффектов, т.е. очень бурно, и даже выходить из-под контроля сознания, если у него не сформированы приемы саморегуляции. Эти приемы можно выработать, если человек будет знать и понимать природу возникновения своего состояния.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Основные направления работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением речи
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явле ...

Выявление взаимосвязи коммуникативно-педагогических ошибок и конфликтологической компетентности учителей
С целью нахождения взаимосвязи педагогических ошибок и конфликтологической компетентности учителей нами были найдены значения данных полученных в ходе исследования и определена их значимость. Результаты представлены в таблице 1. Таблица 1 Значение ранговой корреляции педагогических ошибок и конфлик ...

Психологические основы игры детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функци ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru