Изучение особенностей развития органического мира

Страница 4

3. Нанести на предметное стекло у края покровного стекла (или сняв стекло) несколько капель раствора поваренной соли и проследить за изменениями, происходящими в клетках. Передвигая препарат, найти клетки, в которых наступил плазмолиз и началось отхождение цитоплазмы с находящимися в ней органоидами от стенок клетки.

4. Не сдвигая препарата, с одной стороны покровного стекла положить полоску фильтровальной бумаги для отсасывания раствора поваренной соли, а с противоположной стороны - пипеткой несколько раз капнуть чистой водой.

5. Проследить за изменениями в тех клетках, в которых раньше наблюдали плазмолиз. Если в течение нескольких минут никаких изменений не будет, то следует вновь промыть срез (нанести несколько капель чистой воды и сменить полоску фильтровальной бумаги).

6. Зарисовать клетки в состоянии плазмолиза и деплазмолиза.

7. Снять покровное стекло, отсосать воду фильтровальной бумагой и капнуть на срез 1 - 2 капли спирта. Вновь накрыть препарат покровным стеклом. Рассмотреть его под микроскопом, отмечая изменение в окраске клеток.

8. Повторить работу по получению плазмолиза и деплазмолиза, наблюдая за состоянием клеток. Наблюдения запишите в таблицу (табл. 6).

Таблица 6

№ п/п

Состояние клеток

Изменения в клетках

Плазмолиз

Деплазмолиз

Окраска содержимого клетки

Живые клетки Клетки, убитые спиртом

9. Сделать выводы по наблюдениям.

Наблюдения показывают, как живая клеточная оболочка ограничивает внутреннюю среду клетки от внешней, обеспечивает и регулирует избирательное проникновение в клетку ионов и их выведение из нее; мертвая оболочка не способна выполнять эти функции.

При изучении темы «Обмен веществ и превращение энергии в клетке» десятиклассники смогут лучше уяснить процесс фотосинтеза, если повторить или вспомнить опыты с комнатными растениями, доказывающие поглощение листьями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала в листьях на свету и получение вытяжки хлорофилла (из курса ботаники, V класс).

Раскрывая пути повышения продуктивности фотосинтеза, имеющие большое практическое значение в повышении урожайности сельскохозяйственных культур, учитель для большей убедительности может предложить учащимся провести несложный опыт, иллюстрирующий влияние интенсивности освещения на выделение кислорода растением в процессе фотосинтеза. Этот опыт учащиеся, пользуясь инструкцией учителя, могут подготовить к уроку в уголке живой природы, используя ветки аквариумных растений элодеи и роголистника, стаканы или большие пробирки с водой, стеклянные палочки или трубочки, нитки, настольную электрическую лампу.

Готовя опыт, ветку элодеи или роголистника длиной 8-10 см слегка прикрепляют к стеклянной палочке и опускают верхушкой вниз в стакан с водой. Верхний конец стебля отрезают в воде острыми ножницами. Подготовленный к демонстрации прибор ставят на стол учителя. Объясняя на уроке влияние интенсивности освещения на продуктивность фотосинтеза, учитель демонстрирует опыт. Следует обратить внимание учащихся на следующее: если прибор с растением стоит рядом с источником освещения (горящей электрической лампой), из разреза стебля интенсивно, цепочкой выделяются пузырьки кислорода; если прибор с растением удалять от лампы или поместить между лампой и растениями экран, то количество пузырьков значительно уменьшается или приостанавливается совсем; если прибор с растениями вновь приближать к лампе или убрать экран, то ток пузырьков возобновляется. Можно легко подсчитать количество пузырьков, выделяющихся вблизи лампы и вдали от нее за одинаковый промежуток времени. Сопоставляя их количество, учащиеся убеждаются в том, что интенсивность освещения значительно влияет на интенсивность фотосинтеза. Зная прямую зависимость между фотосинтезом и урожаем, легко понять, как важно для получения высоких урожаев культурных растений своевременно проводить прорывки, прополки, дождевание, мойку стекол в теплицах, создавая более благоприятные условия для лучшего освещения растений.

Страницы: 1 2 3 4 


Прочие статьи:

Организация и содержание экспериментального обучения
После обследования нам необходимо провести формирующий этап, где главной задачей второй этапа восстановительного обучения является закрепление оптического образа рукописной и печатной буквы, но уже не отдельно, а внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиб ...

Обучение умению оказать доврачебную помощь при травмах
здоровье физический нагрузка страховка травма Способы оказания: При ушибах конечностей наложить давящую повязку и холод на место ушиба При ушибе головы, грудной клетки придать пострадавшему полуседячее положение, приложить холод,на грудь наложить тугую повязку. При ушибе живота придать горизонтальн ...

Группы педагогических умений
Опишем теперь педагогические умения учителя, объективно необходимые для овладения педагогической деятельностью. Они составляют три большие группы умений, касающихся постановки задач и организации ситуации, применения педагогических приемов воздействия, использования педагогического самоанализа соот ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru