Изучение особенностей развития органического мира

Страница 4

3. Нанести на предметное стекло у края покровного стекла (или сняв стекло) несколько капель раствора поваренной соли и проследить за изменениями, происходящими в клетках. Передвигая препарат, найти клетки, в которых наступил плазмолиз и началось отхождение цитоплазмы с находящимися в ней органоидами от стенок клетки.

4. Не сдвигая препарата, с одной стороны покровного стекла положить полоску фильтровальной бумаги для отсасывания раствора поваренной соли, а с противоположной стороны - пипеткой несколько раз капнуть чистой водой.

5. Проследить за изменениями в тех клетках, в которых раньше наблюдали плазмолиз. Если в течение нескольких минут никаких изменений не будет, то следует вновь промыть срез (нанести несколько капель чистой воды и сменить полоску фильтровальной бумаги).

6. Зарисовать клетки в состоянии плазмолиза и деплазмолиза.

7. Снять покровное стекло, отсосать воду фильтровальной бумагой и капнуть на срез 1 - 2 капли спирта. Вновь накрыть препарат покровным стеклом. Рассмотреть его под микроскопом, отмечая изменение в окраске клеток.

8. Повторить работу по получению плазмолиза и деплазмолиза, наблюдая за состоянием клеток. Наблюдения запишите в таблицу (табл. 6).

Таблица 6

№ п/п

Состояние клеток

Изменения в клетках

Плазмолиз

Деплазмолиз

Окраска содержимого клетки

Живые клетки Клетки, убитые спиртом

9. Сделать выводы по наблюдениям.

Наблюдения показывают, как живая клеточная оболочка ограничивает внутреннюю среду клетки от внешней, обеспечивает и регулирует избирательное проникновение в клетку ионов и их выведение из нее; мертвая оболочка не способна выполнять эти функции.

При изучении темы «Обмен веществ и превращение энергии в клетке» десятиклассники смогут лучше уяснить процесс фотосинтеза, если повторить или вспомнить опыты с комнатными растениями, доказывающие поглощение листьями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала в листьях на свету и получение вытяжки хлорофилла (из курса ботаники, V класс).

Раскрывая пути повышения продуктивности фотосинтеза, имеющие большое практическое значение в повышении урожайности сельскохозяйственных культур, учитель для большей убедительности может предложить учащимся провести несложный опыт, иллюстрирующий влияние интенсивности освещения на выделение кислорода растением в процессе фотосинтеза. Этот опыт учащиеся, пользуясь инструкцией учителя, могут подготовить к уроку в уголке живой природы, используя ветки аквариумных растений элодеи и роголистника, стаканы или большие пробирки с водой, стеклянные палочки или трубочки, нитки, настольную электрическую лампу.

Готовя опыт, ветку элодеи или роголистника длиной 8-10 см слегка прикрепляют к стеклянной палочке и опускают верхушкой вниз в стакан с водой. Верхний конец стебля отрезают в воде острыми ножницами. Подготовленный к демонстрации прибор ставят на стол учителя. Объясняя на уроке влияние интенсивности освещения на продуктивность фотосинтеза, учитель демонстрирует опыт. Следует обратить внимание учащихся на следующее: если прибор с растением стоит рядом с источником освещения (горящей электрической лампой), из разреза стебля интенсивно, цепочкой выделяются пузырьки кислорода; если прибор с растением удалять от лампы или поместить между лампой и растениями экран, то количество пузырьков значительно уменьшается или приостанавливается совсем; если прибор с растениями вновь приближать к лампе или убрать экран, то ток пузырьков возобновляется. Можно легко подсчитать количество пузырьков, выделяющихся вблизи лампы и вдали от нее за одинаковый промежуток времени. Сопоставляя их количество, учащиеся убеждаются в том, что интенсивность освещения значительно влияет на интенсивность фотосинтеза. Зная прямую зависимость между фотосинтезом и урожаем, легко понять, как важно для получения высоких урожаев культурных растений своевременно проводить прорывки, прополки, дождевание, мойку стекол в теплицах, создавая более благоприятные условия для лучшего освещения растений.

Страницы: 1 2 3 4 


Прочие статьи:

Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены
Важнейшим средством разностороннего развития ребенка Н.К. Крупская считала игру, которую она рассматривала как его насущную потребность. Надежда Константиновна вскрыла социальную сущность игры, показала, что: « .игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. И ...

Характеристики мнемической деятельности учащихся коррекционных школ VIII вида
Перед рассмотрением собственно особенностей вербальной памяти умственно-отсталых учащихся, опишем память как психическое явление, а также выделим из этого описания важные для темы дипломного исследования моменты. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное и ...

Подготовка и проведения нетрадиционных уроков человек и мир
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом использ ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru