Исследуя тему «Химическая организация клетки», учащиеся анализируют ферментативный характер химических процессов, протекающих в клетке, наблюдают их в ходе программной лабораторной работы «Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках листа аквариумного растения элодеи». Учитель поясняет, что пероксид водорода образуется в живых клетках при биологическом окислении, что в растительных клетках под действием фермента пероксидазы он быстро разлагается до кислорода и воды, предохраняя организм от отравления. Для этой лабораторной работы можно подготовить инструктивную карточку, например, следующего содержания: что будет если сбрить брови
1. Разрезать лист элодеи скальпелем или безопасной бритвой на 4 части и поместить каждую часть в отдельную пробирку. В одну из них прилить немного чистой воды, во вторую - 96-градусного спирта, в третью - ледяной уксусной кислоты, в четвертую - воды, которую довести до кипения на пламени спиртовки.
2. После такой предварительной обработки каждый кусочек листа элодеи пинцетом перенести на отдельное предметное стекло; с помощью пипетки нанести на каждый из них несколько капель пероксида водорода и наблюдать, что произойдет с кусочками элодеи, записывая в таблицу (табл. 4).
Таблица 4
Наблюдаемое явление |
Варианты опыта | |||
без обработки |
спирт (96°) |
уксусная кислота |
кипячение | |
3. Сделать вывод по опыту.
Аналогичные опыты можно выполнять, используя листья традесканции или пеларгонии. В этом случае одна группа школьников выполняет опыт с листьями элодеи, другая - с листьями традесканции, третья - с листьями пеларгонии. И результаты опыта станут еще более убедительными и обоснованными. Опыты позволят учащимся наглядно убедиться, что в живых клетках растений под действием пероксида водорода выделяются пузырьки кислорода, так как в них под действием фермента белка пероксидазы происходит расщепление пероксида водорода. В мертвых тканях, убитых спиртом, уксусной кислотой или нагреванием, в которых произошла денатурация белка и разрушен фермент, разложения пероксида водорода не происходило и кислород не выделялся.
В теме «Строение и функции клетки» программой предусмотрено проведение трех лабораторных работ. В них комнатные и аквариумные растения незаменимы.
Сравнительное описание животной и растительной клеток можно провести, используя для лабораторной работы листья элодеи:
1. На предметное стекло поместить лист элодеи. Капнуть на него водой и накрыть покровным стеклом.
2. Чайной ложкой (предварительно обеззараженной спиртом) снять с внутренней стороны щеки немного слизи и поместить на предметное стекло. Подкрасить ее разбавленными синими чернилами и накрыть покровным стеклом.
3. Рассмотреть препараты под световым микроскопом. При большом увеличении найти основные органоиды. Результаты наблюдений записать в таблицу (табл. 5).
Таблица 5
Тип клетки |
Цитоплазма |
Ядро |
Пластиды |
Оболочка |
Растительная Животная |
Прочие статьи:
Методы, приемы и средства обучения. Их выбор и реализация для достижения
основных дидактических целей
Метод обучения – способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных задач. Прием обучения – это составная часть или отдельная ст ...
Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены
Важнейшим средством разностороннего развития ребенка Н.К. Крупская считала игру, которую она рассматривала как его насущную потребность. Надежда Константиновна вскрыла социальную сущность игры, показала, что: « .игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. И ...
Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и яв ...