Проводя опыты, старшеклассники могут лучше понять, что гибридизация является мощным фактором в селекционной работе, помогает получать новые формы, которые часто отличаются повышенной продуктивностью, устойчивостью к неблагоприятным условиям и другими хозяйственно-ценными признаками.
Биологический смысл и практическое использование явлений инбридинга и гетерозиса можно показать, воспроизведя опыт Ч. Дарвина с цикламеном. С этой целью взять цветущие растения цикламена, выбрать на них еще нераспустившиеся бутоны, пинцетом удалить все тычинки и надеть изоляторы. Когда созреет пыльца и рыльца кастрированных цветков станут влажными, одну их половину опылить пыльцой своего растения, а вторую - пыльцой другого растения (лучше с другой окраской цветка, с другой формой или с иным рисунком листьев) и привязать к ним этикетки. Для быстрого завязывания плодов опыление повторить еще 2 раза. Когда созреют плоды, коробочки (отдельно по вариантам) собрать и пересчитать плоды и семена, записав их количество в дневник.
Весной в отдельные ящики с тонкопросеянной почвой можно высеять семена от самоопыления и от перекрестного опыления. После появления всходов надо подсчитать количество развившихся растений, распикировать их (отдельно по вариантам) в более просторные ящики. В дальнейшем следует учитывать динамику роста и развития растений, полученных от самоопыления и от перекрестного опыления, записывая эти сведения в таблицу (табл. 9).
Таблица 9
Вариант опыта |
Количест-во |
Стебель |
Листья |
Даты |
Коли чест-во цветков |
Состояние рас тений | ||||
посеянных се-мян |
развивших-ся расте-ний |
Высота (в см) |
Диаметр (в см) |
Количество |
Площадь (в см2) |
появления всходов |
начала цветения | |||
Опыт поможет старшеклассникам лучше уяснить суть инбридинга и гетерозиса, понять преимущество посева сельскохозяйственных культур (например, кукурузы, сахарной свеклы, томатов, огурцов) гибридными семенами, а также уяснить перспективность использования явления гетерозиса в бройлерном птицеводстве, для увеличения массы при выращивании других сельскохозяйственных животных.
Прочие статьи:
Дополнительное образование как фактор развития творческих способностей
дошкольников
Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельност ...
Методика и организация исследования подвижных игр на физическое воспитание младших
школьников
В работе использованы следующие методы иcследования: 1. анализ научно-методической литературы 2. анкетирование 3. педагогическое наблюдение 4. изучение состояния осанки у детей 5. обработка данных экспериментально-исследовательской работы Анализ научно-методической литературы способствовал обоснова ...
Проблемные вопросы изучения оптической дисграфии
Нарушения письма у детей связывают с воздействием целого комплекса различных экзогенных и эндогенных вредностей пренатального, натального и раннего постнатального периодов, а также с наследственной предрасположенностью (Д.Н.Исаев, К.Ф.Ефремов, С.М.Лукшанская, И.Н.Садовникова, А.Н.Корнев и др.). В п ...