Анализ программных требований и диагностических методик по данной теме

Статьи об образовании » Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников » Анализ программных требований и диагностических методик по данной теме

Страница 1

В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

Цель вопроса - познакомиться с отечественными образовательными программами по вопросу воспитания культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, дать анализ методического обеспечения программ, изучить диагностическую литературу.

Мною был проведён анализ таких программ, как: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, программы «Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

Проанализировав программы, я пришла к выводу, что «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены, особенно это относится к детям младшего возраста. В режиме дня детей младшего возраста отводится больше времени, чем в режиме дня детей среднего возраста, на формирование культурно - гигиенических навыков. Программа предусматривает укрепление здоровья ребёнка, а это невозможно без соблюдения правил гигиены. Именно поэтому, как мне кажется, в разделах «Физическое воспитание» включены подразделы, «Культурно-гигиенические навыки».

Авторы программы «Детство» являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности. Девиз программы: «Чувствовать – Познавать – Творить».

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.

В программе есть раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» в этот раздел входит несколько подразделов, среди которых «Освоение основ гигиенической культуры».

Проанализировав этот подраздел, я пришла к выводу, что программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической культуры. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника. Поэтому я буду работать по программе «Детство»

В период от трёх до семи лет совершенствуются способы выполнения соответствующих действий, меняется сама структура навыков и характер их формирования.

1. Освоенные культурно-гигиенические навыки постепенно переходят в привычку. Навык мыть руки перед едой перерастает в потребность мыть руки. При этом выполнение действий сопровождаются чувством удовольствия, окрашивается положительными эмоциями. И наоборот, если ребёнку не удаётся выполнить действие, ставшее потребностью, то он испытывает внутренний дискомфорт: может отказаться от еды, даже если очень голоден, если не удалось помыть руки.

С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность в выполнении действия. Подчеркнём, что навыки сначала формируются, а затем перерастают в привычку, когда выполняются ежедневно, без перерывов, постоянно, когда ребёнка побуждают всегда мыть руки перед едой, всегда аккуратно складывать свою одежду и т.д.

2. Расширяется круг культурно-гигиенических навыков, они становятся более сложными, объединяются в системы. Увеличение элементарных навыков и привычек создаёт фундамент для других, более сложных.

Навыки личной гигиены соединяются с навыками поведения в общественных местах, как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам (сначала к полотенцу, расчёске, мылу и другим предметам повседневного быта, а затем к посуде, игрушкам, одежде и пр.); как относиться к своему труду и труду других людей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол. Навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера. Так навык мыть руки перед едой, объединяется с навыком причёсывания, одевания, становится привычкой быть всегда аккуратным, переносится на поддержание в чистоте своей одежды и других вещей, перерастает в привычку быть аккуратным в делах и деятельности, уважать труд других людей. За счёт сформированных навыков расширяется круг самостоятельности и активности ребёнка. Малыш начинает выполнять культурно - гигиенические навыки по своей инициативе.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Виды трудностей в общении дошкольников. Причины
При всем многообразии проблем, с которыми сталкиваются воспитатели, можно выделить две группы трудностей в общении со взрослым, которые наиболее типичны для дошкольников. Это импульсивность (гиперактивность) и заторможенность (пассивность) детей. При всей их противоположности, эти особенности в оди ...

Методические рекомендации воспитателям по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста
1. При работе по повышению уровня развития мышления детей воспитатель детского сада должен знать, что такое мышление и каковы его особенности на данном возрастном этапе. Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя. Для ...

Противоречия опыта гражданского воспитания школьников
Изучение состояния гражданского воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы воспитания российского гражданина. К этим «тематическим» противоречиям добавляются трудности общего характера: - узкая ранняя профилизация; - прагматизация с ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru