Реализация комплекса методов педагогического воздействия для развития речевой моторики у старших дошкольников

Статьи об образовании » Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики » Реализация комплекса методов педагогического воздействия для развития речевой моторики у старших дошкольников

Страница 1

Формирующий эксперимент проходил с декабря 2009 по апрель 2010 года. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя и логопеда. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей совместно с воспитателем намечает объём и содержание всей речевой работы. В данном случае он выступает как специалист. Совместный уровень подготовки воспитателей требует пока ещё очень тщательной, постоянной консультации их со стороны логопеда.

Логопедом был разработан комплекс упражнений для развития речевой моторики:

1. Для нижней челюсти: «Большие ворота», «Трусливый птенчик», «Акулы», «Обезьяна»

2. Для губ: «Улыбка», «Хоботок» («Трубочка»), «Заборчик», «Бублик» («Рупор»), «Кролик»

3. Для языка: «Птенчики», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка» («Стрелочка», «Жало»), «Горка» («Киска сердится»), «Трубочка», «Грибок»

И только после этого, постепенно, начинают практиковаться сложно-координированные артикуляционные движения для подвижных мышц артикуляции:

1. Динамические упражнения для языка: «Часики» («Маятник»), «Змейка», «Качели», «Футбол» («Спрячь конфетку») «Почистим зубы», «Катушка», «Лошадка», «Гармошка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Оближем губки»,

2. Упражнения для развития подвижности губ: покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами, «Улыбка – Трубочка», «Пятачок», «Рыбки разговаривают», «Уточка», «Недовольная лошадка»,

Если губы совсем слабые: - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат), - удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

3. Упражнения для губ и щек: покусывание, похлопывание и растирание щек, «Сытый хомячок», «Голодный хомячок», «Лопни шарик».

4. Тренировка мышц глотки и мягкого неба:

Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков). Глотать капли воды, сока.

Надувать щеки с зажатым носом.

Медленно произносить звуки к, г, т, д.

Подражать: - стону, - мычанию, - свисту.

Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка. Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка. Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса по развитию сложно-координированных артикуляционных движений у детей старшего дошкольного возраста

Діаграма Венна

Рис. 3

Таким образом, формирующий эксперимент состоял из трех этапов (Таблица №4.):

Первый этап - тренировочный. Детям предлагались простые статические артикуляционные упражнения, перед которыми детям предлагалось выполнить логопедический самомассаж;

Второй этап – основной. Дети упражнялись в выполнении упражнений требующих простой динамики и координации движений;

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Восприятие вербальной агрессии
Помимо выявления и описания основных видов и форм проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо обратиться к проблеме восприятия вербальной агрессии. В решении этой проблемы перед исследователем встает ряд отдельных вопросов, а именно: 1. Каковы возможные ответные реакции на р ...

Особенности развития речи старших дошкольников
Речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка. Овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения ...

Общая характеристика базовых понятий темы исследования
В процессе изучения темы нашей выпускной квалификационной работы мы выделили ее наиболее существенные базовые понятия. Наиболее общие и существенные понятия науки о детском движении (социокинетики) – это организация, детская организация, детское объединение, детское общественное объединение, детско ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru