Речевая агрессия учителя

Страница 2

1. Саркастическая насмешка над действиями или высказываниями ученика;

2. Неодобрительный либо обидный отзыв, унижающий достоинство ученика в глазах окружающих;

3. Пренебрежительная оценка возможностей ученика;

4. Недоброжелательная оценка поступка ученика как якобы следствия негативной черты его характера;

5. Перенесение оценки поступка ученика на его личность в целом;

6. Категоричное отвержение доводов и мнений ученика, не совпадающих с установками учителя;

7. Несправедливое либо предвзятое оценивание поступка ученика, в частности, скоропалительное обвинение в поступке невиновного ученика. Как можно заметить, существенным недостатком данной типологии для использования применительно к проблеме вербальной агрессии является, прежде всего, выбор определяющего критерия, основания для классификации высказываний. Категория оценки не является ведущей и исчерпывающей для описания многообразных проявлений речевой агрессии учителя (не сводятся только к оценочным высказываниям). Кроме того, подобная типология не позволяет составить представления о конкретных формах и речевых средствах выражения педагогом тех или иных отрицательных эмоций или негативных оценок. Этому препятствует также отсутствие здесь конкретных примеров высказываний учителей.

В настоящей работе не ставится цель дать полную и всестороннюю классификацию возможных проявлений речевой агрессии учителя. Попытаемся наметить лишь основные направления исследования данной проблемы.

При анализе видов и форм вербальной агрессии педагога, так же как и учащихся, необходимо, прежде всего, учитывать степень осознанности того или иного высказывания. В этой связи следует различать поведенческие, непроизвольные, оборонительные словесные реакции учителя на возникшую в ходе урока (перемены, внеклассного занятия) раздражающую ситуацию (например, нарушение дисциплины учащимися, неподчинение класса обоснованному требованию, раздражающая реплика ученика, общий фоновый шум в аудитории и т.п.) и осознанную, целенаправленную и даже преднамеренную речевую агрессию (например, желание нового учителя продемонстрировать властную, доминирующую позицию над учениками; словесная месть за нанесенное ранее оскорбление; демонстрация личной неприязни к какому-то ребенку и т.п.).

В первом случае вербальная агрессия учителя чаще всего выступает своеобразной защитной реакцией на предшествующее ее проявление со стороны учеников или естественной реакцией на возникший эмоциональный дискомфорт (фрустрацию) и демонстрирует примитивный уровень общения. Такого рода речевая агрессия в ряде конкретных случаев представляется в определенной степени оправданной и допустимой, а иногда - единственно возможной реакцией, поскольку, несмотря на требования профессиональной этики, не допускающей подобных высказываний в речи педагога, эта агрессия выступает единственно реальным способом воздействия на аудиторию, указывая на нарушение школьниками этикетных рамок общения.

Во втором же случае перед нами однозначно недопустимое в педагогической речи явление, демонстрирующее чаще манипулятивный уровень общения и безоговорочно противоречащее всем требованиям профессиональной этики учителя.

Непреднамеренная оборонительно-защитная вербальная агрессия учителя проявляется чаще всего как переходная, открытая, явная, сильно выраженная по "шкале интенсивности", и воплощается преимущественно в следующих речевых жанрах:

Среди имеющихся у нас диктофонных записей можно найти достаточное количество примеров, наглядно иллюстрирующих, как речь учителя сознательно или бессознательно копируется учащимися, как им передается его вербальная агрессия. Так, например, диктофонная запись III (текст - см. Приложение 1) наглядно демонстрирует, как угрозы и иронические замечания педагога, его насмешливый тон тут же передаются классу в виде таких же и даже более грубых, язвительных насмешек. Примеры из записей V и XI вообще не требует пояснения и комментария.

Итак, все рассмотренные здесь примеры показывают, что, во-первых, агрессивный компонент речи учителя выступает для школьников образцом для подражания в их собственной речевой среде, а также порождает ответную вербальную агрессию в адрес педагога, поскольку вызывают протест, негативизм, желание обесценить слова учителя.

Во-вторых, речевая агрессия учителя воспринимаются учащимися неадекватно, не так, как "было задумано". У детей складывается впечатление, что агрессия педагога направлена не на их поведение в данной речевой ситуации, а на них самих, их личность. Особенно типично это для изучаемой возрастной группы школьников (младшие подростки), понимающих смысл подобной реакции как "я плохой", а не как "сейчас я поступаю плохо".

Таким образом, учителя часто не осознают собственной склонности к вербальной агрессии, что отрицательно сказывается как на психологическом климате в школьном коллективе, так и в целом на ходе учебного процесса. По справедливому замечанию К. Бютнера, агрессия учителя "значительно затрудняет как рефлексию педагогического процесса, так и те изменения, ответственность за которые должен был бы нести сам педагог". То же самое отмечает М.Н. Костикова, справедливо полагая, что "использование в практике школьной жизни эмоционально-негативных суждений не способствует формированию социально-ответственной позиции".

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Классификация основных направлений профориентационной работы
Ключевыми для определения содержания профориентационной работы являются ее цели. В качестве идеальной цели профориентационной работы Пряжников выделяет активизацию субъекта самоопределения. Однако существуют и другие цели. В соответствии с ними выделяются концептуальные уровни помощи человеку в про ...

Типы классного руководства
Сейчас имеется несколько типов классного руководства: – учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; – классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат. ...

Периодизация возрастного развития
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющее в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система треб ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru