Речевая агрессия учителя

Страница 2

1. Саркастическая насмешка над действиями или высказываниями ученика;

2. Неодобрительный либо обидный отзыв, унижающий достоинство ученика в глазах окружающих;

3. Пренебрежительная оценка возможностей ученика;

4. Недоброжелательная оценка поступка ученика как якобы следствия негативной черты его характера;

5. Перенесение оценки поступка ученика на его личность в целом;

6. Категоричное отвержение доводов и мнений ученика, не совпадающих с установками учителя;

7. Несправедливое либо предвзятое оценивание поступка ученика, в частности, скоропалительное обвинение в поступке невиновного ученика. Как можно заметить, существенным недостатком данной типологии для использования применительно к проблеме вербальной агрессии является, прежде всего, выбор определяющего критерия, основания для классификации высказываний. Категория оценки не является ведущей и исчерпывающей для описания многообразных проявлений речевой агрессии учителя (не сводятся только к оценочным высказываниям). Кроме того, подобная типология не позволяет составить представления о конкретных формах и речевых средствах выражения педагогом тех или иных отрицательных эмоций или негативных оценок. Этому препятствует также отсутствие здесь конкретных примеров высказываний учителей.

В настоящей работе не ставится цель дать полную и всестороннюю классификацию возможных проявлений речевой агрессии учителя. Попытаемся наметить лишь основные направления исследования данной проблемы.

При анализе видов и форм вербальной агрессии педагога, так же как и учащихся, необходимо, прежде всего, учитывать степень осознанности того или иного высказывания. В этой связи следует различать поведенческие, непроизвольные, оборонительные словесные реакции учителя на возникшую в ходе урока (перемены, внеклассного занятия) раздражающую ситуацию (например, нарушение дисциплины учащимися, неподчинение класса обоснованному требованию, раздражающая реплика ученика, общий фоновый шум в аудитории и т.п.) и осознанную, целенаправленную и даже преднамеренную речевую агрессию (например, желание нового учителя продемонстрировать властную, доминирующую позицию над учениками; словесная месть за нанесенное ранее оскорбление; демонстрация личной неприязни к какому-то ребенку и т.п.).

В первом случае вербальная агрессия учителя чаще всего выступает своеобразной защитной реакцией на предшествующее ее проявление со стороны учеников или естественной реакцией на возникший эмоциональный дискомфорт (фрустрацию) и демонстрирует примитивный уровень общения. Такого рода речевая агрессия в ряде конкретных случаев представляется в определенной степени оправданной и допустимой, а иногда - единственно возможной реакцией, поскольку, несмотря на требования профессиональной этики, не допускающей подобных высказываний в речи педагога, эта агрессия выступает единственно реальным способом воздействия на аудиторию, указывая на нарушение школьниками этикетных рамок общения.

Во втором же случае перед нами однозначно недопустимое в педагогической речи явление, демонстрирующее чаще манипулятивный уровень общения и безоговорочно противоречащее всем требованиям профессиональной этики учителя.

Непреднамеренная оборонительно-защитная вербальная агрессия учителя проявляется чаще всего как переходная, открытая, явная, сильно выраженная по "шкале интенсивности", и воплощается преимущественно в следующих речевых жанрах:

Среди имеющихся у нас диктофонных записей можно найти достаточное количество примеров, наглядно иллюстрирующих, как речь учителя сознательно или бессознательно копируется учащимися, как им передается его вербальная агрессия. Так, например, диктофонная запись III (текст - см. Приложение 1) наглядно демонстрирует, как угрозы и иронические замечания педагога, его насмешливый тон тут же передаются классу в виде таких же и даже более грубых, язвительных насмешек. Примеры из записей V и XI вообще не требует пояснения и комментария.

Итак, все рассмотренные здесь примеры показывают, что, во-первых, агрессивный компонент речи учителя выступает для школьников образцом для подражания в их собственной речевой среде, а также порождает ответную вербальную агрессию в адрес педагога, поскольку вызывают протест, негативизм, желание обесценить слова учителя.

Во-вторых, речевая агрессия учителя воспринимаются учащимися неадекватно, не так, как "было задумано". У детей складывается впечатление, что агрессия педагога направлена не на их поведение в данной речевой ситуации, а на них самих, их личность. Особенно типично это для изучаемой возрастной группы школьников (младшие подростки), понимающих смысл подобной реакции как "я плохой", а не как "сейчас я поступаю плохо".

Таким образом, учителя часто не осознают собственной склонности к вербальной агрессии, что отрицательно сказывается как на психологическом климате в школьном коллективе, так и в целом на ходе учебного процесса. По справедливому замечанию К. Бютнера, агрессия учителя "значительно затрудняет как рефлексию педагогического процесса, так и те изменения, ответственность за которые должен был бы нести сам педагог". То же самое отмечает М.Н. Костикова, справедливо полагая, что "использование в практике школьной жизни эмоционально-негативных суждений не способствует формированию социально-ответственной позиции".

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Методика выявления комфортности детей дома с помощью теста тревожности
С целью выявления комфортности детей дома использовался тест тревожности. Этот тест применяется для детей младшего школьного возраста, однако он подходит для детей 12-13 лет с нарушениями интеллекта. Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ...

Значение нестандартных уроков по предмету "Человеку и мир" в формировании личности младших школьников
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, эксперементирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, може ...

Клиническая типология дошкольников с общим недоразвитием речи
Этиология общего недоразвития речи может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений. Нередко причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприят ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru