Сущность технологии проблемного обучения

Страница 2

Таким образом, проблемное задание - это необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащегося. Необходимым условием выполнения этих заданий является активное использование приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Выполняя мотивационную функцию, проблемное задание на этом этапе позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовив учеников к усвоению нового материала, и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Для обеспечения развития познавательной деятельности учащихся в проблемном обучении необходима оптимальная последовательность проблемных ситуаций, их определенная система. Поэтому при организации проблемного обучения формируются задачи на нескольких уровнях проблемности. Они отличаются степенью обобщенности задачи, предложенной учащимся для решения и степенью помощи со стороны учителя.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, необходимо ставить ученика в позицию субъекта обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного индивидуального подхода.

Ранее мы отмечали, что познавательная деятельность – это система определенных действий и входящих в них знаний. Следовательно, необходима определенная система работы по формированию этих действий, гарантирующая развитие познавательной деятельности. Технология проблемного обучения, через систему решения проблемных ситуаций, обеспечивает развитие познавательной деятельности.

Существуют следующие методические приемы создания проблемной ситуации:

учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

сталкивает противоречия практической деятельности;

излагает различные точки на один и тот же вопрос;

предлагает учащимся рассмотреть явление с различных позиций, например: командира, юриста, педагога и др.

побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;

ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение;

определяет проблемные теоретические и практические задачи (например: исследования);

ставит проблемные задачи (например: с не достаточными или избыточными исходными данными, с неопределенными в постановке вопросами, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

отбор самых актуальных, сущностных задач;

определение особенностей проблемного образования в различных видах учебной деятельности;

построение оптимальной системы проблемного обручения, создание учебных и методических пособий и рекомендаций;

личностный подход и мастерство учителя, способность вызывать активную познавательную деятельность.

Проблемная ситуация завершается формулированием проблемы в общем виде. Общая проблема конкретизируется в проблемном вопросе. Неудачно сформированный вопрос может исключить все предыдущие усилия учителя, убить возникающий интерес к обсуждаемой области неизвестного. Это в частности случается, если вопрос слишком сложен и ученики понимают полную бесперспективность поиска выхода из проблемной ситуации, а также в том случае, когда вопрос слишком легок.

Правильно сформулированные вопросы конкретизируют, сужают область неизвестного, показывают, что именно следует выяснить для решения проблемы. Таким образом, учитель должен достичь того, что бы ученик:

действительно почувствовал определенную теоретическую или практическую трудность;

сформулировал проблему или уяснил сформулированное учителем;

захотел решить эту проблему;

смог это сделать.

Таким образом, вариантами проблемного обучения выступают поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют новые знания.

В основе технологии проблемного обучения лежит метод проблемного изложения материала.

Проблемный метод - это метод создания проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явлений, закономерностей.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
По мнению Е.О. Бондаренко, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменен ...

Эстетическое освоение мира учащимися как социально-педагогическое явление
Центральной категорией нашего исследования выступает «эстетическое освоение мира» как социально-педагогический феномен, обладающий широким спектром толкования содержания. «Эстетическое» (чувствующий, чувственный) трактуется как начало, общее универсальное свойство, пронизывающее все процессы и явле ...

Общая характеристика недоразвития речи у детей
Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жа ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru