Основы использования проблемного обучения в начальной школе

Статьи об образовании » Основы использования проблемного обучения в начальной школе

Психологической наукой давно доказан тот факт, что психическое развитие человека, особенно интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей, при возникновении потребности в новых знаниях.

Эти условия психология связывает с понятием «проблемная ситуация», которое характеризует начало мыслительной деятельности субъекта.

Исследования известных психологов В.В. Давыдова, С.Ф. Жуйкова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина показали, что у младших школьников имеются значительные резервы и возможности психологического развития, проявлению которых способствует проблемное обучение. Организация проблемных ситуаций в целом дает повышение эффективности обучения, она активизирует умственную деятельность большинства учащихся. Однако, среди методистов и психологов нет единого мнения о том, можно ли сделать проблемный метод основным для начальных классов, пронизывающим весь процесс обучения.

Это определило выбор темы нашего исследования. В данной работе мы предприняли попытку определить возможность использования проблемного метода при изучении математики в начальной школе и установить его влияние на характер познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Объект исследования: процесс развития познавательной деятельности учащихся начальных классов при изучении математики.

Предмет исследования: проблемное обучение при изучении математики в начальной школе.

Цель исследования: определение возможности использования проблемного метода при изучении математики в начальной школе и установить его влияние на характер познавательной деятельности учащихся начальных классов.

С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:

раскрыть сущность и содержание процесса познавательной деятельности младших школьников;

раскрыть сущность и содержание технологии проблемного обучения;

определить влияние проблемного обучения на интеллектуальные процессы и умственные способности младших школьников;

выявить возможность использования проблемного обучения при изучении математики в начальной школе;

выявить влияние проблемного обучения на познавательную деятельность младшего школьника. Гипотеза: мы предполагаем, что использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника. Такой подход к проблеме исследования предопределил использование следующих методов: теоретический анализ и синтез, изучение документации, наблюдение.

База исследования: Мосеевская общеобразовательная школа, 3 класс.

Практическая значимость заключается в разработке фрагментов уроков по математике для начальной школы с использованием проблемного обучения.

Данная работа может быть полезна для учителей начальных классов, студентов педагогических колледжей, методистов.


Прочие статьи:

Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Численность детей-инвалидов с ...

Обследование и логопедическая коррекционная работа с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическая коррекционная работа с детьми с ОНР любого уровня речевого развития планируется после комплексного обследования, т.е. после постановки речевого диагноза. На протяжении всего обследования логопед выявляет объем речевых навыков ребенка, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уро ...

Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника
ролевая игра младший дошкольный возраст В.С. Мухина считает, что дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане о ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru