Организация и методы исследования

Страница 1

Исследование проводилось в спецшколе г. Красноярска. Для изучения процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье была выбрана группа испытуемых 12-13 лет в количестве 12 человек, из них 5 девочек и 7 мальчиков. Дети обучаются в 5 классе. Диагноз детей - олигофрения в степени дебильности.

В ходе исследования были использованы: беседа, наблюдение, анкетирование родителей, тест на выявления стиля семейного воспитания, тест на выявления тревожности детей (комфортности в семье).

В беседе с родителями выяснилось, что пятеро детей живут в полных семьях, имеют обоих родителей. В трех семьях к тому же есть другие дети: в двух семьях младший брат и младшая сестра, в одной семье – старшая сестра. 6 детей из неполных семей, воспитываются одной мамой. В одной семье ребенок живет с мамой и отчимом.

Беседа с педагогами, обучающими детей, позволила выявить следующие факты. Педагоги, работающие с этими детьми отмечают, что большие трудности возникают у детей при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, т.е. действовать в уме, оперируя образами представлений. Очень сложными для таких детей являются простые тексты, содержащие причинные или временные зависимости, требующие словесно-логического мышления. Осуществляя обобщение предметов или явлений, они чаще всего основываются на несущественных, случайных признаках. Их обобщения бывают слишком широкими по объему. Особенно затрудняет этих детей изменение однажды выделенного принципа обобщения, объединение объектов по-новому. В этом проявляется свойственная умственно отсталым патологическая инертность, тугоподвижность нервных процессов и стереотипность мышления.

Память этих детей характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, т.е. запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание развито значительно хуже.

Существенные отклонения имеются не только в познавательной деятельности, но и в личностных проявлениях. У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые дети могут проявить настойчивость и целеустремленность, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата.

Всем обследованным детям свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Их затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей, изображенных на картинке. У этой категории детей прослеживаются слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности. Самооценка и уровень притязаний их чаще всего неадекватны. Дети склонны переоценивать свои возможности.

Для продвижения школьников в общем развитии, в усвоении ими знаний, умений и навыков в школе организовано специальное коррекционно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у них положительных возможностей. Процесс обучения ведется по специально разработанным программам, методикам, учебникам, при небольшой наполняемости классов.

Наряду с прохождением определенной программы по общеобразовательным предметам (русскому языку, математике, географии и т.п.), формированием у них определенных умений и навыков, существенное внимание уделяется трудовой подготовке, а также ориентировке в социально-бытовых проблемах. На каждом уроке обязательно ставятся и решаются конкретные коррекционные проблемы. Однако предусмотрены и специальные занятия, имеющие коррекционную направленность. Например, логопедические, лечебная физкультура.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Метод обучения. Понятие. Классификация
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения, как в теории обучения, ...

Значение нестандартных уроков по предмету "Человеку и мир" в формировании личности младших школьников
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, эксперементирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, може ...

Психологические особенности развития логического мышления у младших школьников с нарушенным слухом
Когда психологи в начале XX в. стали изучать особенности мышления ребенка, в качестве одного из основных признаков была выделена связь мышления с речью. Вместе с тем выявилась непосредственная связь детского мышления с практическими действиями ребенка. Исследования отечественных психологов и показа ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru