Бить тревогу необходимо только в том случае, если ребенок к трем годам не говорит простыми предложениями и не понимает речи взрослого. В этом случае задержка или нарушение развития речи могут являться частью общей задержки развития, тесно связанной с особенностями биологического созревания нервной системы. Кроме того, это может быть вызвано поражением слуха ребенка. В этом случае необходимо проконсультироваться у специалиста: отоларинголога, невропатолога, психолога, логопеда.
В каких случаях нужно проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка?
1 года
• У ребенка врожденные пороки развития анатомических органов речи: расщелина губы и неба (в просторечии «заячья губа» и «волчья пасть»).
1 года до 1,5 лет
• У ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
• Ребенок не понимает простых просьб, не отзывается на собственное имя.
• Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
• Ребенок не говорит и не использует мимику и жесты.
• У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
• Одновременно с началом речи у ребенка наблюдаются признаки заикания (он делает паузы и остановки, у него появляются запинки, повторы слов, нарушения дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания).
• Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное по главе, необходимо отметить ряд важных моментов:
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Знание закономерности речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу с детьми.
Речевые нарушения – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Прочие статьи:
Лицензирование и аккредитация образовательного учреждения
Порядок лицензирования образовательной деятельности регламентирован Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 г. N 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности». В нем устанавливается порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, о ...
Игра в дошкольном возрасте и ее значение для развития ребенка
Уже в самом раннем возрасте обнаруживаются творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных ...
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме
познавательной деятельности учащихся при теме дипломной работы
“Социально-экономическое положение Ингушетии XVII -
первой полов
Анализ психолого-педагогической литературы мы проводим по проблемам познавательной деятельности учащихся, вопросам обучаемости и уровням познавательных возможностей учащихся. Перечень литературы не выдержан хронологически; он скорее подчиняется концепции рассмотрения выше перечисленных проблем в ме ...