Методика Г.А. Волковой

Страница 3

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом сшибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях - как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальной стадии развития заикания, т.к зависит от индивидуальных особенностей заикающегося и тяжести его заикания, от особенностей всего лечебно-педагогического комплекса и методики логопедической работы и даже от выбранной системы оценок результатов этой работы. С самого начала работы воспитатель (учитель) должен взять заикающегося на особый учет, проявить к нему максимум внимания, чуткости, ласковости и заинтересованности его личной жизнью и тем самым сблизиться с ним, расположить его к себе. Для этого часто достаточно нескольких удачных вопросов (есть ли у него папа? мама? брат? сестра? как их зовут? есть ли у него игрушки? какая из них любимая? где провел лето? и т.д.). Говорить с заикающимися надо медленно, ласково.

Затем сближают его с наиболее уравновешенными, нормально говорящими детьми. Предварительно нужно поговорить с ними отдельно, объяснить, что заикающемуся трудно говорить, он стесняется, но скоро привыкнет и перестанет заикаться. В заключение такой беседы надо предложить им разговаривать с новичком нетолько замедленно, удерживать его от быстрой речи, вовлекать в спокойные игры, подбадривать и защищать от нападок и обид, особенно от передразнивания другими детьми. Одновременно с этим воспитатель тщательно изучает семью ребенка, причины возникновения заикания и бытовые условия, наблюдает поведение заикающегося в группе, особенно в разговоре. В результате такого изучения он дает семье советы, как чадо обращаться с заикающимся и какие моменты быта подлежат изменению. Выдержанное, спокойное и внимательное отношение к заикающемуся, без заласканности, потакания капризам, твердая дисциплина и режим, спокойные условия жизни, отсутствие всякого рода разговоров при нем о его заикании - залог успеха.

Наладив и настойчиво поддерживая указанные условия в детском саду и дома, воспитатель в дальнейшем следит за формированием правильной речи заикающегося и обращает особое внимание на специальное развитие тех сторон, которые у него недостаточно развиты. Эта работа ведется по следующим разделам, конечно, не в даваемой в книге последовательности, а в их взаимосвязи, с акцентированием внимания то на одном, то на другом из разделов в зависимости от дефекта.

Страницы: 1 2 3 


Прочие статьи:

Педагогика XXI века: какой ей быть в России
После распада Советского союза на образование стали уделять мало внимания. Учителя и педагоги во всей стране страдали от невыплат заработной платы, школы страдали от нехватки образованных кадров и требовала механизации. Лишь в начале 21 века заново начали поднимать образование, наконец-то стали уде ...

Сравнительный анализ учебников начальных классов альтернативных систем обучения
Примеры иллюстрируются из учебника: Петерсон Л.Г. "Математика", 4 класс (1-4), часть 2 и Моро, что соответствует 4 классу (1-4). Основное внимание уделяется многозначным числам, который проводится либо в виде диалога учителя с учениками, либо в виде самостоятельного рассуждения ученика. Б ...

Определение творческой деятельности
Большинство исследований свидетельствуют о высокой образовательной и воспитательной эффективности технического творчества учащихся, о значительных возможностях обеспечения на его основе широких связей научно-технических знаний с материально-практической деятельностью, подчеркиваются преимущества вн ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru