Определение оптимального комплекса методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Определение оптимального комплекса методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 1

Несмотря на широкую распространенность и частую диагностируемость вербальной агрессии практически в любой речевой среде, методология изучения детской агрессии разработана пока недостаточно, а проблема диагностики именно вербальных ее проявлений, можно сказать, является практически не изученной и требует особой разработки.

Объясняется это, прежде всего, рядом трудностей, с которыми сталкиваются исследователи при изучении данного явления. Условно эти проблемы можно разделить на две группы - психологического и социального характера.

Так, в психологическом аспекте можно говорить о затруднениях в создании экспериментальных ситуаций, необходимых для изучения явления вербальной агрессии, поскольку этот феномен часто приобретает характер аффективного процесса, неконтролируемого сознанием, которое, по мнению многих исследователей (Р. Бэрон и Д. Ричардсон, К.Е. Изард, Я. Рейковский и др.), почти не поддаются намеренному влиянию извне и предполагает качественное многообразие проявлений.

Кроме того, исследование вербальной агрессии осложняется отсутствием четкой терминологии и классификации для описания эмоциональных состояний человека, в частности, качественного и количественного состава отрицательных эмоций, вызывающих агрессию.

В социальном плане изучение вербальной агрессии затрудняет общественная порицаемость явных ее проявлений агрессии, негативное отношение к ней в обществе. Собственно, этот факт и стал основной причиной того, что в советское время тема детской агрессии вообще и речевой агрессии в частности была закрыта и потому не получила серьезной разработки.

Подобное отношение к речевой агрессии является также причиной большого числа "социально желательных" (неискренних, конформных, в угоду общественному мнению) ответов при анкетировании и других связанных с опросом методах, что затрудняет качественную диагностику и объективную оценку результатов исследований. В связи с этим, "исследователю, выбирающему метод для измерения агрессии, важно не дать знать испытуемым, что именно он изучает. Если испытуемые узнают, что изучается агрессия, они могут попытаться замаскировать свою агрессивность".

Кроме того, как уже отмечалось, недооценка опасности вербальной агрессии общественным сознанием объяснят недостаточное внимание ученых к данной проблеме, отвлекая их внимание на изучение более очевидных и, на первый взгляд, социально опасных явлений, таких как физическая агрессия, инвектива и т. п.

В соответствии с указанными положениями, помимо общих критериев, применяемых к любому научному методу (надежность, объективность, достоверность и т.д.), можно выделить ряд специфических критериев, которые следует учитывать при выборе методов и методик диагностики вербальной агрессии:

1. Безопасность для испытуемых и самого исследователя;

2. Допустимость с этической точки зрения;

3. Доступность методики для изучаемого контингента испытуемых;

4. Пригодность для применения в групповых и массовых исследованиях;

5. Пригодность для использования в условиях средней школы;

Очевидно также, что для сбора и анализа фактического материала важно применять разные методики, комплексное использование которых обеспечит надежность и достоверность получаемых данных и проверку выдвинутых гипотез.

Рассмотрим теперь, какие методы диагностики агрессии и вербальной агрессии в частности предлагают и используют различные исследователи. При этом будем различать метод как "путь исследования, вытекающий из общих методических представлений о сущности изучаемого объекта", и методики как "технические приемы реализации метода в целях уточнения или верификации наших знаний об объекте".

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Обоснование творческого проекта в технике «Паласная вышивка»
Потребность творческого проекта в технике «Паласная вышивка» заключается в том, что ручное ковроделие очень тонкая, кропотливая работа, как тут не вспомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского о том, что «истоки творческих способностей и дарований – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говор ...

Научные основы процесса обучения. Функции ПО, их характеристика. Проблема целостности в реализации функций обучения
Единство функций ПО. Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность пед-го процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обуславливает основные функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. → образ-ая фун ...

Изучение сравнений значений выражений
Методические рекомендации: специальное внимание следует уделить новым для учащихся вопросам: употреблению знаков ≥ и ≤, записи и чтению двойных неравенств. На изучение данной темы отводится 2 чача. На первом уроке учащиеся знакомятся с употреблением знаков >, <, повторяют правила ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru