Готовность ребенка к школе

Страница 1

Готовность к школе – понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и психологов искать общие критерии готовности ребенка к школе. Сейчас, при высоком разнообразии подходов к обучению, такие общие критерии невозможны. Школы различаются между собой и по программам, и по методам обучения. Что еще важнее –это различный возраст начала обучения (одни школы принимают детей с 6-летнего возраста, другие – с 4-летнего, а некоторые даже с 8-летнего). Понятно, что готовность к одному варианту обучения вовсе не означает готовности к другому. Поэтому в предлагаемых рекомендациях вы не найдете указаний на то, какой именно уровень психического развития должен служить показателем достаточной готовности ребенка к школе: это зависит от особенностей самой школы. Тем не менее проверка готовности в этих условиях становится даже еще более важной, чем при единообразной школьной системе, так как существовавшее в этой системе более или менее стихийно сложившееся соответствие школьных требований некоему «среднему» ребенку данного возраста сейчас соблюдается далеко не всегда.

Несмотря на различные подходы в обучении, по-прежнему остаются нерешенными те параметры, по которым можно оценить степень готовности ребенка к школе.

Для успешного обучения в средней массовой школе ребенок к моменту поступления в школу должен иметь определенный уровень личностного, умственного и физического развития.

Уровень физического развития определяет медицинская комиссия, а определение уровня личностного и умственного развития – задача школы.

Личностная готовность

Из всех характеристик и особенностей личности ребенка выделяются три основных параметра, сформированность которых является наиболее важной для школьного обучения. Это:

- умение строить адекватные системы обучения отношения со взрослыми;

- умение общаться со сверстниками;

- отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

К концу дошкольного возраста поведение ребенка становится все более произвольным. Произвольность в общении с учителем означает, что ребенок:

- понимает условность учебной ситуации;

- видит ту внутреннюю позицию, которую занимает взрослый в отношениях с ним;

- способен находиться в условно-ролевых («учитель» - «ученик») отношениях со взрослым.

Следует отметить, что хорошо подготовленные к школе дети склонны к абсолютизации той роли, которую принимает на себя школьный учитель. В каком-то смысле учитель для этих детей перестает быть живым человеком, а превращается в воплощение роли «учителя». При этом, чем больше учитель проявляет себя именно как учитель, тем больше это ценится детьми.

Вторым важнейшим компонентом личностной готовности детей к школе является определенный уровень развития общения со сверстниками. Общение с другими детьми очень важно для формирования способности к децентрации, т.е. умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий, взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны.

Школьные формы обучения носят коллективный характер и предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся в ситуации общей учебной задачи. Если общение ребенка с детьми не отличается особой конфликтностью, если он сравнительно легко устанавливает деловые контакты со сверстниками и относится к ним как к партнерам по игре или совместной деятельности, удерживает во внимании общую для всех участников цель деятельности, то с уверенностью можно говорить о достаточном для школьного обучения уровне развития общения ребенка с другими детьми.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Развитие исследовательских умений младших школьников в ходе проектирования
проект учитель школьник исследовательский Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и стремит ...

Диалогическое общение как взаимодействие между участниками в процессе организации культурно-досуговой деятельности на уроке иностранного языка
Использование в повседневном обиходе слова «досуг» представляет собой своеобразный симбиоз из понятий «отдых», «развлечение», «рекреация», «игровые занятия», «хобби», «спортивно-оздоровительные увлечения», «туризм» и т.д. Все это присуще культурно-досуговой деятельности в рамках, которой ее участни ...

Управление процессом обучения на первых уроках
Учебник: "Алгебра 7". Авторы: Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. 5 ч в неделю, 12 часов. № урока Содержание учебного материала Кол-во часов 1-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12 Числовые выражения Выражения с переменными Сравнения значений выражений Свойства действий над числа ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru