Готовность ребенка к школе

Страница 2

Если же у ребенка не сформированы навыки общения со сверстниками, то ему трудно, например, выслушать ответ одноклассника, продолжить пересказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.

Третий компонент личностной готовности к школе связан с развитием самосознания ребенка, что проявляется, в частности, в изменении его самооценки. Чаще всего дошкольникам свойственна необъективно высокая оценка себя и своих возможностей. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет. Однако у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует не об особо интенсивном развитии самосознания, а о том, что эти дети испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания окружающих их взрослых.

Интеллектуальная готовность

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления. Ребенок способен не только представить предмет во всей полноте и разнообразии характеристик, но также способен выделить его существенные свойства и отношения. У него формируется наглядно-схематическое мышление. Это особый вид мышления, который выражается в том, что ребенок понимает и успешно использует различные схематические изображения предмета. Дети начинают понимать и условные изображения значительно более абстрактных взаимосвязей: отношений между словами в предложении, между буквами в слове, между математическими величинами и т.д. Это открывает путь к обучению детей грамоте и математике с опорой на наглядное условное отображение основных закономерностей внутри учебного материала.

Если наглядно-схематическое мышление сформировано у ребенка недостаточно, то в 1-м классе ему трудно составить схемы слов и предложений, верно записать условия математической задачи с помощью условных обозначений и стрелок. У старших дошкольников основы словесно-логического мышления базируется на наглядно-образном мышлении и является его естественным продолжением. 6-летний ребенок способен к простейшему анализу окружающего: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам. Однако эта способность ограничивается кругом детских знаний.

Основы словесно-логического мышления, без которых невозможно успешное обучение в школе, тесно связаны с развитием речи. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Особенно важно владение связной монологической речью – сначала устной, затем письменной.

Связная монологическая речь – это тест в широком понимании (независимо от того, записано высказывание или только произнесено), потому монологическая речь строится по законам литературного, а не разговорного языка.

Развернутое монологическое высказывание требует от ребенка большей произвольности, осознанности, нежели диалог.

Для детей наиболее простой формой монолога является пересказ сюжетного рассказа, повествования. В нем отчетливо видно общее строение текста: начало, середина, конец, что облегчает построение связного, развернутого повествования при пересказе.

Социально-психологическая готовность

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими , умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

История школьной формы
Почему-то многие совершенно незаслуженно считают школьную форму ужасающим изобретением Советского Союза. Это дважды неверно – во-первых, ничего такого жуткого в форме не было, все знали, что без неё – никак, и совершенно спокойно носили. Да, «свободомыслящие» хулиганские личности, конечно, выделыва ...

В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя
В 50–60-е годы ХХ века наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внёс В.А. Сухомлинский – директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребён ...

Методика С.А. Мироновой
С.А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях (как основной форме образовательной работы в детском саду) ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru