Эффективность социально-педагогической теории освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей

Статьи об образовании » Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей » Эффективность социально-педагогической теории освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей

Страница 3

Категориально-понятийное пространство исследования содержит совокупность традиционно трактуемых и авторски уточненных в русле концепции ведущих понятий и категорий: освоение, эстетизация, социализация, полихудожественность, эстетическое освоение мира, мироосваивающая деятельность, эстетический потенциал личности, эстетически обогащенная среда, позволяющих разносторонне отразить целостность представлений об эстетизации дополнительного образования детей с позиций педагогической науки.

Концепция реализации теории эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей отражает: методологически значимые подходы, закономерности и принципы, целевые ориентиры в эстетическом воспитании личности учащихся; многообразие содержания предметной и надпредметной деятельности, отражающего наличие свободных видов художественно-эстетического творчества и личностного мироосвоения; сопряженность и взаимодополнение функций (информационная, обучающая, развивающая, социализирующая и др.), необходимых для эмоционально-нравственного обогащения личности. Принципиально значимой идеей выступает эстетизация дополнительного образования, способствующая в рамках эстетически окрашенной образовательной среды органическому объединению интеллектуальных сил личности с ее эмоциональном миром, успешной гармоничной социализации.

Эвристическая модель процесса эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей интегрирует: целевой (развитие субъектности и эстетически ориентированной позиции личности); содержательный (виды познания, творчества и развивающего досуга по различным направлениям: декоративно-прикладного, туристско-спортивного, художественного, хореографического, музыкального, социокультурного характера); технологический (технология МДС, моделирование звуковых картин, эмоц-образный тренинг, полихудожественные методы, имаго-техники вдохновения, эвристическая работа с сюжетом и др.) и аналитико-результативный (гностический, эмоциональный, деятельностный критерии и соответствующие показатели, диагностический инструментарий мониторинга, позволяющий выявить уровни эстетического освоения мира учащимися) структурные блоки. Модель выступает в качестве действенной технологической основы проектирования и реализации мироосваивающей деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Социально-педагогическая технология мироосваивающей деятельности личности в социуме (МДС) представляет собой триединство составляющих: социально-педагогической (педагогическая поддержка, социоигровые методы, социально значимая практика); полихудожественной (эмоционально-чувственное погружение, образное моделирование, художественное творчество) и индивидуально-дифференцированной (по возрасту, по полу, по индивидуальным различиям, по способностям); интегрирует этапы (вводный, диагностический, прогностический, деятельностно-практический, рефлексивный) и процедуры (гармонизация, эмоционально-образная настройка, диагностика затруднений, выявление эстетического потенциала, моделирование целей и содержания, активизация творческой деятельности, анализ и интерпретация результатов), наличие обратной связи, рефлексии и коррекции, предусматривает усложнение целеполагания, вовлечение учащихся в социально значимую деятельность, актуализацию опыта освоения мира учащимися в процессе дополнительного образования.

Педагогическими условиями эффективности реализации социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися являются:

- активизация познавательной эстетической деятельности учащихся, обеспечивающая освоение эстетических понятий, норм и правил мировосприятия;

- учет социально-психологических и гендерных особенностей учащихся как условие персонификации дополнительного образования детей, способствующий личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию;

- развитие эстетического потенциала личности педагога дополнительного образования, обеспечивающее демонстрацию многообразия образцов эстетически окрашенного сознания и поведения.

Проведенное исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Перспективными представляются: разработка механизмов освоения многомерности окружающего мира детьми, студентами и педагогами в образовательных учреждениях различного типа; исследование специфики процесса эстетического освоения мира различными категориями учащихся с учетом их гендерных и социономических особенностей; взаимосвязь процесса эстетического освоения мира с учетом социокультурных особенностей региона.

Страницы: 1 2 3 


Прочие статьи:

Общая характеристика использования комнатных растений на уроках биологии
Комнатные растения можно широко использовать при обучении учащихся общей биологи в осенний, зимний и ранневесенний сезоны. На живых объектах удобно проводить программные лабораторные работы и демонстрации многих общебиологических закономерностей для конкретизации и повышения качества знаний учащихс ...

Педагогическая антропология как наука
Чрезмерное обилие разнообразной информации, полученной антропологами во всех концах света, привело как к дифференциации внутри самой науки о происхождении видов, вычленению из нее самостоятельных научных направлений, так и к возрастанию интереса к человеку со стороны других гуманитарных наук и возн ...

Историко-педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников
В России содержание понятия «гражданин» менялось на протяжении длительного периода и в настоящее время в педагогической литературе не всегда можно найти его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления и данное понятие инт ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru