Эффективность социально-педагогической теории освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей

Статьи об образовании » Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей » Эффективность социально-педагогической теории освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей

Страница 1

Организованная опытно-поисковая работа по проверке условий эффективности освоения мира учащимися осуществлялась на базе ряда учреждений дополнительного образования г.Оренбурга ( ЦЭВД, Школа «Вдохновение», ЦВР «Подросток»), г.Новотроицка (Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДЮ), г.Магнитогорска («Центр детского творчества Орджоникидзевского района» (констатирующий этап - 2598 учащихся, родителей и учителей школ Южного округа г.Оренбурга, формирующий - 1460 учащихся, 170 педагогов, 25 методистов первой и высшей категории, 12 специалистов социально-психологической службы учреждений, 10 руководителей учреждений дополнительного образования.

Совокупность апробируемых в ОПР условий эффективности эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования включала: активизацию познавательной деятельности учащихся, учет социально-психологических и гендерных особенностей детей, развитие эстетического потенциала педагога.

На констатирующем этапе изучался социальный заказ детей и родителей по содержанию дополнительного образования (анкетирование 2598 школьников 6-11 классов). Результаты анкетирования показали, что учащиеся предпочитают следующие направления: досуговое – 38, 1%, хореографическое – 22,2%; театральное – 14, 3%; спортивное –18,4 %; декоративно-прикладное – 30,5%; музыкальное – 17,6%; туристско-краеведческое – 16,7%; психологическое – 10,8%; научно-исследовательское – 11,9%; техническое – 18,1%; экологическое – 14,2%; общественные молодежные организации – 20,3%. Более 73% выборов учащимися художественно-эстетической деятельности, таким образом, подтверждают приоритетность эстетической составляющей в дополнительном образовании. Это позволило сделать вывод о том, что духовно-эстетические потребности учащихся педагогами недостаточно учитываются, условий для эстетического освоения мира учащимися не создается.

Изучение социального запроса родителей и представителей образовательной сферы (учителей школ и педагогов дополнительного образования), их мнения о роли эстетически ориентированного дополнительного образования в жизни ребенка выразилось в следующем: понимают необходимость делать жизнь ярче и интересней - 59,3%, готовить ребенка к жизни во всех отношениях – 40,1 %, дополнять образованием школу - 33,7%, отрывать ребенка от уличных компаний - 33,7%, давать профессию - 30,6%, учить человечности и нравственности - 26,2%; при этом считают, что дополнительное образование не нужно - 1,8%, затруднились ответить - 2,5%.

В ходе опытно-поисковой работы выявлены наиболее эффективные практико-ориентированные формы освоения мира, интегрирующие познание, творчество и социальную практику учащихся:

- занятия в творческих объединениях, студиях, мастерских, школах, групповые и индивидуальные самопрезентации и массовые творческие дела в учреждении дополнительного образования;

- социально-творческие проекты открытого типа вне учреждения дополнительного образования в виде участия в фестивалях, праздниках, концертах, деятельности в социальных центрах, социально значимая деятельность, при осуществлении которой учащиеся принимали участие в целеполагании, моделировании, в подготовке и разработке сценария, в организации предметно-практической деятельности при поддержке педагогов дополнительного образования;

- презентация успехов участников творческого объединения в фестивалях, конкурсах, выставках эстетического характера - городского, регионального, международного уровня, которые в атмосфере близкого общения со сверстниками, коллегами по избранному делу, содержали эталоны мастерства и формировали эстетический вкус.

В ходе нашего исследования разработана и внедрена в процесс дополнительного образования технология мироосваивающей деятельности в социуме (МДС), которая представляет собой совокупность трех составляющих (социально-педагогической, полихудожественной и индивидуально-дифференцированной), имеющих специфику методической инструментовки. В частности, полихудожественность технологии основана на «азбуке наблюдения» за интонационным, цветовым, динамическим многообразием мира и человека, и содержит следующие операции:

- поиск пределов выразительности посредством сопоставлений тождеств и контрастов, нарушений норм в характере линий, мелопластики, ритма, объемов, фактуры, цветовых акцентов;

- прочувствование всех эмоциональных констант, логики их «сцепления»;

- всматривание в детали, соотношение целого и частей;

- постижение красоты наблюдаемого феномена, соотнесение значимого для многих людей эталона с личностным смыслом значения красоты;

- интерпретация своего «шлейфа восприятия» и воплощение его в акте созидания.

Апробация технологии мироосваивающей деятельности в социуме в ходе ОПР подтвердила результативность совокупности известных художественно-педагогических методов и инновационных форм: театрализацию, художественное иллюстрирование, игротехники, метод проблемной эстафеты, моделирование звуковых картин, эмоционально-образный тренинг, эвритмические методы (интонации и пластика), имаго-техники вдохновения, техника эвристической работы с сюжетом, техника полимодальных шагов построения образа, системное проведение занятий турнирного типа.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Деятельность центра раннего развития по развитию художественно-творческих способностей
Дополнительное образование выступает как мощное средство формирования творческого развития личности. Оно расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. В сфере дополнительного образования на основе общности интересов взрослого и ребенка более интенсивно и це ...

Методические рекомендации воспитателям по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста
1. При работе по повышению уровня развития мышления детей воспитатель детского сада должен знать, что такое мышление и каковы его особенности на данном возрастном этапе. Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя. Для ...

Проблемы образования в России
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2 ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru