Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева отмечают, что недостатки мотивации имеют ключевое значение в психологической структуре дефекта. Игнорирование этих недостатков приводит к применению неэффективных методов и приемов коррекционной работы .
Отклонения в развитии личности ребенка с ОНР осложняет и речевой дефект. Такие дети отмалчиваются, стараются меньше говорить, уходят в себя (аутизм) или пользуются в общении невербальными средствами. Отсюда, нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в ещё большей степени затормаживает речевое развитие.
Как свидетельствуют литературные данные, позиция родителей в восприятии дефекта, родительские установки и, в первую очередь, эмоциональное отношение к дефекту передаются детям и формируют у них внутреннюю картину дефекта. М.Е. Хватцев, Г.А. Волкова, пишут о наличии у большинства родителей, имеющих детей с недостатками речи, особенностей реагирования и некоторых специфических паттернов поведения, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на мотивацию ребенка.
Таким образом, общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.
Прочие статьи:
Причины и последствия проявления речевой агрессии
Рассматривая вопрос о том, почему возникает речевая агрессия и каковы ее последствия, необходимо различать понятия речевой агрессии как феномен того или иного общества в целом и как конкретные его проявления в определенной ситуации общения. В первом случае, вероятно, следует говорить о причинах вер ...
Педагогические принципы и нововведения Шацкого
Остановимся только на некоторых сторонах его творчества. Шацкий первым в России создал клубные учреждения для детей пролетарской окраины Москвы — Марьиной Рощи. Конечно, «домик в Вадковском переулке» как внешкольное учреждение общества «Детский труд и отдых» кардинальным образом отличается от совре ...
Основные направления деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений
социального развития дошкольников с ЗПР
Следующая задача нашего исследования – выделить комплекс игровых упражнений, направленных на формирование и коррекцию социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая ...