Психологические теории в изучении педагогических ошибок

Статьи об образовании » Педагогические ошибки учителей » Психологические теории в изучении педагогических ошибок

Страница 1

Впервые систематизация существующих подходов в психологии к ошибкам человека была проведена в работе Н.А. Носова, которая стала основой разработки психологии виртуальных реальностей. Несмотря на некоторые различия в анализируемых подходах, в целом ошибка определяется как результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану, но самое главное, что результат, который получен, не соответствует намеченному или требуемому. И хотя исследование выполнено по проблемам ошибок человека-оператора, оказалось, что многое из представленного материала можно экстраполировать на систему "человек-человек". Так, например, было показано, что из поля зрения исследователей выпал целый класс ошибок, заключающихся в отклонении от совершения действий, который человек умел, мог и имел намерения правильно. Кроме того, показано, что и в теоретическом, и в практическом анализе ошибок не учитывается психологическое состояние человека в момент совершения им ошибки.

Достаточно полную концепцию ошибок в контексте теории безопасности разработал А.Н. Бурьяк. В рамках теории ошибка задана как невыполнение ее базовых предположений, как несоответствие правилам построения конструкции, отсутствие связей между элементами, и отсутствие самих элементов, и т.д. В этом контексте автором рассмотрены факторы ошибок, предложена их новая классификация, выделены уровни ошибок, факторы, которые их вызывают, рассмотрены ситуации, располагающие к ошибкам. Интересно, что к числу не ошибок, автор отнес сознательные недоделки, тайное вредительство, а также глупости.

А. Бурьяк определяя место теории ошибок, отталкивается от теории деятельности, т.к. любая деятельность осуществляется методом проб до первого правильного решения. Определяя, что проявление ошибок в различных видах деятельности неодинаково, исследователь рассматривает условия допустимости или недопустимости ошибок человека. В общем случае ошибки недопустимы, т.к. деятельность осуществляется до первой ошибки. Возможно допущение ошибки, но в этом случае их должно быть мало. При допустимости ошибок в большом количестве эффект от правильных решений должен перевешивать потери от ошибочных. Автор выделяет фазы деятельности в аспекте делания ошибок: нормальная деятельность, ошибочная деятельность, выявление ошибки, исправление ошибки, исправление последствий ошибки, анализ ошибки и улучшение организации работы для уменьшения; частоты и тяжести ошибок в дальнейшем.

Исследования ошибок в когнитивной психологии направлены на общие принципы описания их порождения. Для этого во внимание принимается суть задачи, условия ее реализации, механизмы деятельности человека, его намерения и т.п. В фундаментальном исследовании Д. Ризона ошибка отделена от неудачного планирования и неудачной реализации, т.е. на долю ошибки приходится только "любая ситуация, при которой некая цепочка ментальных действий не достигает желанной цели и эта неудача не может быть приписана случаю". Автор выделяет две модели причинной обусловленности ошибки - персональный подход и системный подход. Первая модель сосредоточивается на ошибках индивидов, т.е. их забывчивости, невнимательности или моральной несостоятельности. Системный подход определяет обстоятельства системы с целью понять происхождение ошибки, сформировать средства защиты предотвращения или смягчения последствий. Понятно, что в анализе ошибок человека доминирует персональный подход.

З. Фрейд считает, что ошибки, совершаемые человеком, не являются случайными и не выражают ограниченность его способностей. Он показал, что с виду незначительные и бессмысленные ошибочные действия служат реализации бессознательных желаний. Это – компромиссные образования, создаваемые соответствующим сознательным намерением и частичным одновременным осуществлением бессознательного желания. Он разделял ошибочные действия на четыре группы:

- оговорки, описки, очитки, ослышки;

- забывание (забывание имён собственных, чужих слов, своих намерений, впечатлений);

- затеривание и запрятывание вещей;

- действия "по ошибке".

3. Фрейд рассматривал ошибки как интерференцию двух желаний, столкновение намерений. Причем, психоанализ утверждает, что психические процессы чувствования, мышления, желания могут проявляться в форме бессознательного мышления и бессознательного желания. Фрейд анализировал такие ошибочные действия как обмолвки, описки и т. п. Он признавал влияние нездоровья, расстройства кровообращения, состояния истощения как условия, способствующих обмолвкам и т. п., но к причине ошибочных действий их не относил, ибо обмолвка возможна, как писал 3. Фрейд, и при цветущем здоровье и в совершенно нормальном состоянии. Пролагают путь обмолвкам созвучие, сходство слов, привычные словесные ассоциации, но и это не причина ошибочных действий. Чтобы понять их, надо обратиться к желаниям. Автор считал, что в ошибках проявляется то, что субъект хотел бы вытеснить, например, психическое бегство от неприятностей.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Цели и содержание обучения иностранным языкам
Целевой компонент структуры процесса обучения иностранного языка детерминируется потребностями современного общества и представляет собой педагогически сформулированный социальный заказ общества. Он зафиксирован в различных государственных документах, например, в проекте Всемирного государственного ...

Сюжетно – ролевые игры дошкольников
Сюжет – действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры, подразделяются на следующие темы: - труда; - бытовые; - с общей тематикой . Длительность сюжетной игры: - в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.); - в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.); - в старшем дошколь ...

Грамматические системы словообразования и словоизменения
По мнению Ефремовой Т.Ф. словообразование - образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же сл ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru