Особенности коррекционной работы по развитию умения употреблять сложные предложения при ОНР

Статьи об образовании » Особенности употребления сложных предложений учащимися 3 класса с общим недоразвитием речи » Особенности коррекционной работы по развитию умения употреблять сложные предложения при ОНР

Страница 2

Такие ситуации прежде всего должны быть наглядными, они должны восприниматься учащимися одновременно с речью учителя. При этом обучение проходит успешнее, когда в связи с той или иной ситуацией подчинительные конструкции включаются в побудительную речь учителя (поручения, приказания, инструкции и т. п.). Лишь после того, как учащиеся усваивают значение сложноподчиненных предложений в речи учителя (правильно выполняют инструкции или поручения с включенными в них сложными предложениями данного типа), они переходят к употреблению их в собственной речи, к выполнению специальных упражнений (сначала по образцам, данным учителем, а затем и без них, ориентируясь лишь на создаваемые учителем ситуации или контекст задания). Наглядные ситуации, которые создает учитель, должны носить проблемный (для учащихся) характер, т. е. ученики самой ситуацией должны быть поставлены перед выбором нужного действия. Например, если на столе лежит одна книга и учитель обращается с просьбой: Дай мне книгу, которая лежит на столе, то создается такое соотношение между наглядной ситуацией и речью, которое делает излишним употребление определительного предложения которая лежит на столе. Только наличие в ситуации двух или нескольких одинаковых предметов, размещенных в разных местах, создает необходимость в уточнении их местонахождения, а учащихся ставит перед выбором требуемого действия (в данном примере надо было иметь другие книги на полке, на парте и т. п.).

Наглядная ситуация должна быть адекватной тому, о чем говорит учитель в своем поручении, инструкции и т. п., т. е. должно быть соответствие выражаемого учителем в речи значения и выделяемого при восприятии наглядной ситуации отношения. Неправильным, например, будет употребление в речи глаголов в настоящем времени, когда действие, о котором говорится, уже произошло (Сравните обращение: Подойди к ученику, который читает книгу и ситуацию, в которой ученик уже не читает книгу, а держит ее).

Созданная наглядная ситуация, где возможно, должна быть мотивированной, т. е. в инструкции учитель должен причинно обосновать ее создание, указать цель действия. Например: учитель обращается к классу: Посмотрите, как наследил Вова. У него мокрые ботинки. Хотя он вошел в класс со двора, он не вытер ноги. Почему Вася вытирает ноги, а Вова нет?

После того как учащиеся начинают выделять в речи учителя определенные структурные элементы и, ориентируясь на них, правильно действовать по инструкции учителя, важным является установление связи между данными частями синтаксической конструкции и вопросом, на который одна из них – подчинительная – отвечает.

При практическом изучении работа учителя сосредотачивается не на грамматическом разборе, не на обеспечении запоминания терминов или определений, не на объяснении значения тех или иных союзов, а на образовании языковых обобщений путем выделения языковых фактов в их сопоставлении с соответствующими реальными отношениями между предметами. Эта работа, порою более трудная, чем объяснение тех или иных грамматических правил, должна быть заранее подготовлена и организована учителем. При этом учитель должен учитывать уровень речевого развития учащихся класса, их знания и практические навыки в построении предложений, их жизненный опыт, позволяющий разобраться в создаваемых учителем ситуациях.

Непременным условием для образования языковых обобщений является вариативность лексики, выражаемого ею содержания при относительной стабильности грамматической структуры изучаемой языковой модели. Такое соотношение между формально грамматическими и семантическими связями позволяет не только практически овладеть особенностями тех или иных синтаксических конструкций, но и фиксировать внимание учащихся на возможностях лексической вариативности в передаче мыслей.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Проблема генотипической и средовой обуслов-ти развития псих-ки
Проблема генотипической и средовой обуслов-ти развития псих-ки и поведения связанна с выяснением того как соотносятся данные чел-ку с рождения особ-ти организма и генетич-ки обуслов-ые законы его созреввания с возмож-ми раз-ия, обучения, вос-ия, приобретения ЗУНов. Ученые признают, что психика и по ...

Специфика употребления сложных предложений младшими школьниками с ОНР
Сложные подчинительные конструкции появляются в речи нормально развивающегося ребенка относительно рано. А.Н. Гвоздев указывает на то, что сложные предложения с союзами начинают появляться с 2 лет 2 мес. – 2 лет 5 мес. Им предшествуют в речи ребенка бессоюзные сложные предложения, в которых выражен ...

Методы стимулирования и мотивации учащихся. Оборудование учебных мастерских
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, н ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru