Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Страница 2

На занятиях по звукопроизношению развивается внимание к звуку, звукоподражанию, слову; уточняется произношение гласных и простых согласных звуков, вырабатывается определенная последовательность работы над звуками с учетом их формирования при нормальном речевом развитии. Сначала отрабатываются гласные звуки, а затем звуки [м], [м'], [б], [б'], [п], [п'], [д], [д']. Одновременно уделяется внимание развитию фонематического слуха, восстановлению слоговой структуры слова.

Часть занятий по звукопроизношению часто проходит на прогулке в виде игр, направленных на развитие психологической базы речи и фонематического слуха: «Где котенок?» (развитие внимания), «Запомни игрушки» (зрительное восприятие и память), игры на выделение изолированных гласных звуков среди других: «Самолеты» (звук [у]), «Медведь» (звук [э]), «Жеребенок» (звук [и]). Слухо-моторную координацию целесообразно развивать посредством повторения коротких стихотворений с движениями, соответственно тексту, подвижных игр с речевым сопровождением. Ежедневная продолжительность 5-7 мин.

Занятия по формированию простых лексико-грамматических категорий планируются таким образом, чтобы в играх максимально использовать природные вещества – песок и воду. Например, игры для знакомства с предлогами: «Спрячь в

песочек, в водичку»; «Достань из песка, изводички»; «Кораблик плывет по водичке», «Черепашка идет по песочку». Игры для упражнений в словоизменении: «Большой – маленький» (рисовать на песке большие предметы и маленькие – для формирования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), «Лодочки» (для согласования числительных с существительными) и т.д. Такие игры с песком и водой интересны детям раннего возраста.

С детьми, обладающими фразовой речью, с сентября проводятся занятия по развитию связной речи: сопряженное и отраженное проговаривание предложений, договаривание отдельных слов в предложении, составление предложений по демонстрации действий, пересказы по вопросам и с помощью логопеда, инсценирование коротких сказок. Со второй половины года появляется возможность проводить такие занятия с детьми второй подгруппы, у которых на начало года фразовая речь не была сформирована.

Часть занятий по обучению рассказыванию можно вынести на природу, что дополнительно активизирует речь детей, так как им очень нравится наблюдать за муравьями и жуками (при изучении темы «Насекомые»), трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев (при изучении темы «Деревья»), рассматривать цветы (при изучении темы «Цветы») и т.д. Все это помогает обогащать словарный запас, составлять предложения, повторять короткие рассказы и самим их составлять из двух-трех предложений.

На логопедических занятиях предпочтение следует отдавать натуральным объектам и предметам. Так, при изучении тем «Кошка», «Собака» обращать внимание детей на поведение кошек и собак в ближайшем дворе, при знакомстве с внешним видом зайца показать, как играть с белой пушистой шкуркой, которую им «подарил» заяц, темы «Петушок с семьей» показать яйца и куриные перья, темы «Перелетные птицы» поставить грампластинку с записью голосов перелетных птиц, тем «Овощи» и «Фрукты» дать попробовать свежие овощи и фрукты, показать приготовление свежевыжатого сока.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Принцип коммуникативной направленности обучения иностранному языку
Принцип коммуникативной направленности обучения иностранного языка в начальной школе осуществляется посредством реализации следующих пяти принципов: 1. личностно- ориентированного общения; 2. коллективного взаимодействия; 3. ролевой организации учебного предмета и учебного процесса; 4. полифункцион ...

Применение занимательного задачного материала на уроках математики
Во второй главе представлены текстовые старинные занимательные задачи - это задачи с интересным содержанием или интересными способами решения. Элемент занимательности облегчит обучение. Данные задачи разделены по следующим разделам: задачи, которые решаются с помощью различных действий с обыкновенн ...

Классификация компьютерных средств обучения
ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся. В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru