Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 1

Визуальное наблюдение с вербальной регистрацией

Визуальное наблюдение с вербальной регистрацией - метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами исследования. По классификации Р. Бэрона и Д. Ричардсон, его можно рассматривать как натуралистическое (разновидность "полевого") наблюдения.

Визуальное наблюдение с вербальной регистрацией ведется в специально выбранных ситуациях и по специально разработанной программе. В данном случае предполагается поиск "естественно возникающих" случаев вербальной агрессии и регистрации событий, сопутствующих инциденту.

Целью нашего наблюдения было выявление особенностей появления отрицательных факторов в процессе общения школьников со сверстниками и педагогами во время осуществления учебной и других видов деятельности. Данный метод использован в работе в целях получения предварительной информации об агрессивном речевом поведении школьников для составления дальнейшей программы исследований.

Предмет наблюдения - вербальные проявления агрессии учащихся 5-6-х и 8-х классов общеобразовательной средней школы. Учитывая наши ограниченные исследовательские возможности, обусловленные сложностью ведения постоянного подробного протокола наблюдений и ограничениями во времени (невозможностью наблюдать за речевым поведением изучаемой группы школьников в течение всего учебного дня и во внеучебное время), мы сузили регистрацию до фиксации отдельных замечаний об изучаемом явлении и сузили время и объект наблюдения: вербальная агрессия пяти-шестиклассников на уроках, данных автором настоящей работы в 1996-1999 уч. гг., а также посещенных уроках других учителей в 5-ом, 6-ом, 8-ом классах и на переменах между уроками.

Основным преимуществом данного метода применительно к исследованию речевой агрессии является безопасность для испытуемых и самого исследователя, поскольку этот неэкспериментальный и неманипулятивный метод исключает прямое вмешательство и, следовательно, провокацию или поощрение поведения, причиняющего вред.

В качестве недостатков использования метода визуального наблюдения с вербальной регистрацией для диагностики речевой агрессии, выявленных в процессе его применения, можно отметить следующие:

1. Необходимость значительных затрат времени, обусловленная относительно нечастыми проявлениями "релевантного" агрессивного речевого поведения.

2. Неоднозначность получаемых данных с точки зрения выявления причинно-следственных связей, факторов, которые вызвали или подавили вербальную агрессию.

3. Недостаточная объективность данных, обусловленная предубеждениями или ожиданиями наблюдателя.

В соответствии с указанными положениями, визуальное наблюдение целесообразно рассматривать в качестве первичного источника информации, позволяющего получить предварительные и приблизительные общие данные об исследуемом явлении.

Метод опроса

Метод опроса является одним из основных методов, позволяющих достаточно достоверно диагностировать вербальные проявления агрессии. Он обладает следующими преимуществами:

1. При грамотном его использовании позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях детей, но и о результатах их деятельности и сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребенка, что, указывая на связь речеведческого аспекта изучения с психологическим, расширяет границы исследования проблемы вербальной агрессии, облегчает поиск способов ее предупреждения.

2. Метод позволяет получать данные о готовности самих детей действовать в определенном направлении, что также дает установку на поиск способов преодоления вербальной агрессии школьников.

3. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности, поэтому метод опроса дает возможность получить достаточно объективную и достоверную информацию об изучаемом явлении, в значительной степени снизив тенденцию "социальной желательности".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Анализ опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Секция «Центр развития ребенка «Сказка» является структурным подразделением Дома творчества Октябрьского АО г. Омска и осуществляет свою работу на основании Устава Дома детского творчества, Правил внутреннего распорядка, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образователь ...

Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении
К понятию "теория" педагоги-исследователи подходят с большим уважением и вместе с тем очень осторожно. Это связано с традиционным мышлением ученого, когда он относит к теории только фундаментальные системы знаний. В педагогике же принято считать, что система знаний размыта и часто раствор ...

Определение понятий одаренность, одаренный ребенок
Научный смысл работы по выявлению одаренных и талантливых состоит в том, что она позволяет раскрыть на самой представительной выборке природу и психологический механизм творчества, обеспечить возможности использования законов творчества для совершенствования содержания и методов обучения всех детей ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru