Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста

Страница 3

Еще один важнейший анализатор – это зрение. С его помощью человек познает мир на расстоянии (дистантно), т.е. определяет форму, цвет, размер предметов и их положение в пространстве. В норме ребенок должен соединить слово со зрительным образом. Чем больше он видит предметов и явлений и связывает их со словом, тем богаче его лексика. Зрительные раздражители должны быть яркими и красивыми. С 1,5-2 лет ребенка уже надо водить на выставки, в парки, привлекая его внимание к прекрасному.

Слуховой анализатор отвечает за звуко- и словоразличение. Иногда ребенок, по заключению взрослых, «плохо слушает», но если его постоянно окружают говорящие люди, в квартире все время работают радио или телевизор, он не будет обращать внимание на то, что обращено непосредственно к нему. Кроме шумных игр, у ребенка должны быть и тихие минуты, во время которых он может послушать и классическую (адаптированную) музыку, и поговорить сам с собой.

С первых же месяцев жизни надо развивать слуховое внимание ребенка, а затем и слуховую память, спрашивая его о том, что и где звучит. На следующем этапе надо переходить к развитию фонематического слуха.

В головном мозге большой участок управляет движениями кистей рук. Уровень речи ребенка находится в прямой зависимости от степени их развития. Следует заметить, что указательный палец, отведенный в сторону, – это первый жест разума, означающий, что ребенок начинает выделять объект из окружающего мира. Обязательно нужно развивать ловкость, точность, координацию, синхронность движений пальцев рук. С этой целью стоит использовать народные «пальчиковые» игры, игры с мозаикой, конструирование, шнуровку, застегивание пуговиц, обведение контуров, штрихование. Помогут здесь и самодельные мешочки, неплотно набитые фасолью, которую ребенок будет перебирать, перебрасывая мешочек из руки в руку и т.д.

Речевая деятельность – это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы. Постепенно у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи. Но этот процесс нельзя пускать на самотек, оставлять его без должного внимания. Поэтому, начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции необходимо проводить специальную гимнастику (комплекс упражнений), направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата. Здесь делается акцент на качество выполнения, точность и плавность. С этой целью лучше всего использовать игру как основную деятельность детей.

Таким образом, если стимулировать развитие всех органов чувств, развивать мелкую и общую моторику ребенка, учить его прислушиваться к окружающим звукам, любить его и быть терпеливым и ласковым – он заговорит.

Из практических советов

Можно предложить матери перед сном почитать ребенку 2,5-3 лет стихи, где он постепенно научится договаривать последние слова.

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

К. Чуковский

- Кто живет под потолком?

- Гном.

- У него есть борода?

- Да.

- И манишка и жилет?

- Нет.

Очень полезно распевание стихов, чтение по ролям.

Из иллюстративного материала рекомендуются книги В. Сутеева. Они ярко оформлены, эмоциональны и просты по содержанию.

Полезны и аудиокассеты со сказками, в которых часто используются одни и те же фразы, которые ребенок будет неоднократно повторять.

На логопедических занятиях сначала нужно установить психологический контакт с ребенком, работая невербальными способами, выяснить его предпочтения, понять, что ему больше нравится (играть в машинки, строить из кубиков, рисовать и т.д.), и на этом фоне формировать желание ребенка общаться. Здесь необходимо вызывать непроизвольные речевые реакции ребенка, которые должны поощряться. Не нужно приставать к нему с повторениями, задавать вопросы, если ребенок замыкается. Не давите на ребенка.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Работа в школах
В городе Фролово Иван Дмитриевич работал в школах имени Н.К.Крупской, имени А.С.Макаренко и позже в музыкальной школе преподавал хоровое пение, предварительно закончив учебу в музыкальном училище города Волгограда, куда поступил учиться в свои 50 лет. В нашем Фроловском районе была традиция ежегодн ...

Краткая характеристика исследуемого объекта МБОУ Наримановского района СОШ №10
Название: МБОУ Наримановского района "Средняя общеобразовательная школа №10" (рис. 1. Приложения). Организационная форма ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. Тип ОУ: Общеобразовательное учреждение. Вид ОУ: Средняя общеобразовательная школа. Организационная структура: Са ...

Коррекционно-диагностическая программа для детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи
Отправной точкой коррекционной программы является комплексное обследование педиатра, воспитателя, психолога, логопеда, дефектолога, рефлексотерапевта. Это служит базисом для организации командной работы этих специалистов. Благодаря ее преемственности снижается тяжесть социальной дезадаптации ребенк ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru