Методика работы по формированию активного словаря детей старшего дошкольного возраста

Статьи об образовании » Дидактическая игра как средство развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста » Методика работы по формированию активного словаря детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Важно подчеркнуть смысловую значимость морфемных элементов, выделяя их интонационно, обратить внимание ребенка на сравнение языковых элементов разного уровня. Параллельно с усвоением слов в разных ситуациях общения ведется работа по осмыслению изменений слов, формируются мыслительные операции над словами и предложениями.

Слова, над которыми ведется работа, должны быть частотными и значимыми для ребенка. На начальных этапах работы при недоразвитии речи количество изучаемых структур должно быть ограниченным. Отбор слов для усвоения осуществляется по тематическому принципу. Знакомясь с новыми словами, ребенок одновременно упражняется в построении с ними предложений, словосочетаний и связных высказываний. Важным является правило, что ребенок запоминает слово, используя его, а не запоминает, чтобы потом использовать. Слово запоминается непроизвольно в связи с выполняемой деятельностью. Владение словом требует усвоенности его значения, назначения; знание слова не есть владение им. О владении лексикой, сформированности лексического навыка можно говорить тогда, когда слова активно используются в самостоятельных высказываниях. Слово актуализируется и активизируется в деятельности, закрепляется включением его в новые связи. При составлении фразы ребенок отбирает слова из запаса, уже хранящегося в его долговременной памяти. В процессе работы основное внимание уделяется развитию операций порождения речевого высказывания, формированию языковых обобщений и противопоставлений. Формируются стимулы к речевому действию, отрабатывается программа высказывания.

Развитие лексической системности связано с развитием операций сериации, классификации, обобщения, анализа и синтеза, умозаключений и других логических операций, которыми ребенок овладевает сначала на неречевом материале, а затем на языковом. Проводятся различные упражнения на сравнение по цвету, форме, величине, составляются загадки о предметах и т.д. Сначала дети знакомятся со словами в их основном, а затем и в переносном значении.

Для формирования речевого навыка, который можно было бы переносить в другие ситуации, необходимо в процессе его автоматизации использовать большое количество вариативного языкового материала, достаточного для создания инвариантной обобщенной модели действия.

Мотивированность высказывания и работы над речью в целом, инициативность, активность ребенка, его интеллектуальная продуктивность, выражающаяся в комбинаторных возможностях, - все это связано с личностным фактором, поэтому работа во всех случаях ведется не только над речью, но и над личностью ребенка. Принцип личностно-деятельностного подхода может быть назван как один из основных в лексической работе.

Обучающая работа направляется на формирование неречевых и речевых форм общения, развитие познавательных и эмоционально-личностных контактов, активизацию всех видов деятельности. Работа над словарем связана с развитием мышления, психических процессов, вместе с тем, она неотделима от работы над другими лингвистическими модальностями: фонологией, морфологией, синтаксисом.

Для объяснения значения слова используются показ предмета, вербализация действия, подбор синонимов и антонимов, припоминание слов, ответы на вопросы, вставка пропущенного в тексте слова, заканчивание предложения, рассказ по картинке, беседа, словесные упражнения и др.

Для достижения эффективного результата работа воспитателя по активизации и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного возраста должна вестись одновременно по нескольким направлениям, в ней необходимо использовать различные методы и приемы.

Таким образом, работа по формированию активного словаря должна осуществлять именно комплексное воздействие на речевое развитие старших дошкольников с учетом значимости ключевых аспектов работы по развитию речи: при проведении лексической работы обращается внимание на лексическое и грамматическое значение слова; обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании.

Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи. Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3-х - 4-х лет. Для этой цели можно использовать дидактические игры «Один-много», а также любимую детьми игру «Где спрятался предмет?».

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

ОНР - как психолого- педагогическая проблема
Проблемой общего недоразвития речи занимались многие исследователи, среди них Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е. Ляско, Л.Н. Ефименкова, Л.С. Волкова, С.Н. Шахновская и др. Общее недоразвитие речи - это различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов ре ...

Самостоятельная читательская деятельность на уроках внеклассного чтения
Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной подготовки детей к самостоятельному чтению. Цель внеклассного чтения – познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать ...

Особенности фонетико-фонематических расстройств у дошкольников со стертой дизартрией
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с заиканием, общим недоразвитием речи. В настоящее время эта речевая патология рассматривает ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru