Из истории изучения норм литературного языка в отечественной лингвистике

Статьи об образовании » Речевые нормы в школьном курсе изучения русского языка » Из истории изучения норм литературного языка в отечественной лингвистике

Страница 2

Не надо также забывать, что борьба за речевую культуру, за соблюдение литературных норм получила всестороннее развитие и в творчестве многих поэтов и писателей, живших в разное время. В творчестве тех, кого мы называем классиками русского художественного слова - А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и А.П. Чехова, А.И. Куприна и М. Горького и др. – мы находим образцы не только нормативного, но и образного, яркого, выразительного употребления русской речи, которые мы можем использовать в практике уроков русского языка.

Признание новой лингвистической дисциплины (культура речи) нашло выражение и в ряде статей и сборников, посвящённых теории и практике данной дисциплины; в программе средней, средней профессиональной и высшей школы; в узаконивающих терминологию словарях, которые показывают, что термин «культура речи» многозначен. Среди его значений выделяют следующее: «Культура речи – это раздел в лингвистике, в котором устанавливаются и обосновываются нормы устного и письменного литературного языка».

Из определения следует, что предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, а также проблемы, связанные с их применением, и проблемы современного состояния речевой культуры общества в целом. Однако в школьных программах такой отдельной учебной дисциплины, как «Культура речи» нет, поэтому важно, чтобы учитель систематически включал упражнения по формированию навыков нормативного словоупотребления в уроки по всем темам школьного курса русского языка, учитывая при этом все три аспекта культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический).

«Нормативный аспект культуры речи – один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи. В связи с этим, главным понятием культуры речи, своеобразным оружием, помогающим отстоять литературный язык, стало понятие «нормативность».

Становление литературного языка породило понятия и правила нормы: в области произношения, словообразования, словоупотребления, формообразования, сочетания слов и их связи в предложении. Говоря о сложности неоднозначности процесса формирования русского литературного языка, обращаем особое внимание на значимость для понимания данных процессов таких трудов учёных-филологов, как: «Российская грамматика» М.В. Ломоносова, «Словарь Академии Российской» в шести томах, исследования А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, И.А. Бодуэна де Куртенэ, В.В. Виноградова и некоторых других.

В настоящее время языковедческая дисциплина Культура речи неразрывно связана со школьным предметом Русский язык. В последнее время, благодаря коммуникативной направленности в обучении русскому языку, возросло внимание к проблемам культуры речи и в практике школьного обучения. Это нашло отражение прежде всего в школьных учебниках по русскому языку для основной общеобразовательной школы, а также в многочисленных научно-популярных изданиях, посвящённых вопросам культуры речи. Несмотря на это, как показывает практика (в частности итоги ГИА и ЕГЭ) многие учащиеся школ по-прежнему весьма слабо ориентируются в вопросах, связанных с культурой речи. Это, например, показывают результаты централизованного тестирования по русскому языку, уже несколько лет проводимого в нашей стране. Из трёх разделов теста «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи», - как показывает опыт, самым сложным оказывается именно выполнение учащимися заданий, связанных с последним разделом тестов, то есть с культурой речи.

В ЕГЭ по русскому языку, как уже говорилось выше, включены различные упражнения на знание норм литературного языка. В частности, уровень усвоения учащимися лексических норм русского языка проверяют задания А 2 (употребление паронимов) и А11 (владение разными способами определения лексического значения слова). Комплексное же владение литературными нормами родного языка (в том числе и лексическими) проверяется в процессе написания учащимися 11 класса сочинения-эссе в части С. И, как показывает проверка части С, из года в год количество речевых (лексических, а также стилистических) ошибок даже не уменьшается, а растёт. Хотя, ради справедливости, надо отметить, что и количество работ без такого вида речевых ошибок существенно.

Почему же одним ученикам удаётся полностью решить поставленную перед ними задачу, другим – лишь частично, а третьих ожидают на каждом шагу трудности?

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Гуманистическая педагогика в профессиональном образовании
Профессиональное образования обычно рассматривается как овладение определёнными навыками по конкретной профессии и специальности. Однако, как показывает практика, в процессе профессионального образования обучаемый получает гораздо более широкой комплекс информации и навыков, а не только знания и кв ...

Аттестация педагогического работника
Аттестация педагога – один из способов личностного роста. Она несет в себе огромную мобилизующую функцию. В ходе подготовки и проведении мероприятий в рамках аттестации происходит: 1. обобщение опыта 2. повышение методической грамотности Направления аттестации Анализ результатов Выявление уровня ко ...

Дидактические игры
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более п ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru