Речевые нормы в школьном курсе изучения русского языка

Статьи об образовании » Речевые нормы в школьном курсе изучения русского языка

Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения и тому подобные явления) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук и всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры представителей разных слоёв современного общества настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость совершенствования непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования, от начального до высшего.

Учение о речевой культуре зародилось ещё в Древнем Риме и Древней Греции – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В.Ломоносов. В дальнейшем в обществе никогда не угасал интерес к тому, что принято было называть красноречием, то есть красивой, правильной, нормативной речью.

В XX веке Л.В.Щерба, Г.О.Винокур, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов и их ученики постепенно всё полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи». Признание новой лингвистической дисциплины нашло выражение не только в ряде статей и сборников, но и в программах высшей и средней школы.

В настоящее время одна из основных целей учебного предмета Русский язык в школе – это формирование языковых и речевых умений учащихся. Систематическая и последовательная работа учителя по формированию у школьников устойчивых навыков нормативной речи является первостепенной задачей обучения русскому языку. Правильная речь – это залог успешной профессиональной деятельности в будущем, поэтому более глубоко как теоретически, так и практически, культура речи должна изучаться в старших классах школы, для того чтобы подготовить грамотного специалиста. Учитывая тот факт, что единственной формой сдачей экзамена по русскому языку за курс среднего (полного) образования является Единый государственный экзамен, в который включены теоретические вопросы, связанные с различными нормами языка (в том числе и лексическими – в заданиях части А), а написание сочинения-эссе в части С предполагает комплексное владение и лексическими, и грамматическими нормами языка, важность данной проблемы неоспорима. Следовательно, теоретическое знание норм литературного языка и, естественно, устойчивые и прочные навыки их применения в речевой практике необходимы всем выпускникам школы.

Вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что речь культурного человека должна быть выше простого умения объясняться в быту. Именно поэтому просто необходимо начать овладевать литературным языком и его нормами с того момента, как начинается полноценный процесс общения. Таким образом, современная школа должна подготовить человека, который не только имеет знания, но и может использовать эти знания в жизни, умеет действовать и решать проблемы в любых ситуациях, который владеет правильной речью. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения.

Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи и формирование литературных норм ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий. А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много ошибок и, как правило, невыразительна.

Особого внимания, с нашей точки зрения, требует работа над соблюдением лексических норм языка, как наиболее проблемных для обучающихся. Поэтому существует необходимость преодолеть эти недостатки. Всё вышесказанное определило выбор темы исследования: «Деятельность учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы».

Исходя из этого, цель нашей работы – раскрыть содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы.

Объект исследования – речевые (лексические) нормы в школьном курсе изучения русского языка.

Предмет исследования – процесс работы учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы.

В соответствии с вышеизложенным были определены задачи исследования:

1. Изучить историю вопроса; дать общее понятие «культуры речи»; представить определение литературного языка и литературной нормы; обосновать значимость деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы;

2. Дать характеристику лексических норм русского языка и классификацию ошибок, связанных с их несоблюдением; обосновать психологическую природу такого типа ошибок;

3. Сформулировать требования к культуре речи самого учителя; раскрыть содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы и обосновать её особую значимость;

4. Проанализировать действующие УМК по русскому языку для 5 и 6 классов с точки зрения представленности в них материала для работы над лексическими нормами;

5. Дать анализ результатов, полученных в ходе педагогической практики в 5-6 классах МОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» г.Вологды по теме исследования;

6. Описать некоторые виды заданий и упражнений для организации работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы;

7. Подобрать серию упражнений для работы по предупреждению речевых (лексических) ошибок, связанных с несоблюдением учащимися лексических норм русского.

Методы: изучение научной и методической литературы по проблеме исследования; изучение процесса и продуктов деятельности учащихся; обобщение, анализ, сравнение.

Таким образом, следует ещё раз подчеркнуть, что актуальность данного исследования определяется тем, что деятельность учителя по формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения лексических норм является важнейшей задачей школьного образования, так как свободная, правильная, соответствующая нормам языка речь учащихся – это не только главный показатель мастерства работы учителя, но и стратегическая цель школьного курса русского языка.


Прочие статьи:

Понятие учебного интереса в младшем школьном возрасте
Как уже было сказано, учебная деятельность – является ведущим новообразованием в младшем школьном возрасте и представляет собой, исходя из концепции В.В. Давыдова, усвоение собственно теоретических научных понятий. Если учебная деятельность сформирована у младших школьников, то на выходе появляются ...

Анализ опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Секция «Центр развития ребенка «Сказка» является структурным подразделением Дома творчества Октябрьского АО г. Омска и осуществляет свою работу на основании Устава Дома детского творчества, Правил внутреннего распорядка, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образователь ...

Биосферное мировоззрение
Блаженный Августин разделял государства на те, которые составляют “Град Божий” и “Град Земной”. Это примечательная дивизация сохраняется как это ни удивительно, сохраняется до сих пор, но уже в модернизированном виде. Дело всё в том, что в экологической культуре существует представление о наличии д ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru