Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы

Статьи об образовании » Речевые нормы в школьном курсе изучения русского языка » Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы

Страница 1

Итак, в речи учащихся 5-6 классов часто встречаются нарушения лексических норм, поэтому нужна постоянная и систематическая работа с данным видом нормы на уроках русского языка, что поможет, с нашей точки зрения, избежать хотя бы самых распространенных речевых (лексических) ошибок.

В ходе педагогической практики в 5 и 6 классах МОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» г. Вологды мне также предоставилась возможность апробировать некоторые упражнения, направленные на формирование навыка употребления лексических норм русского языка и на коррекцию допущенных лексических ошибок. Работа осуществлялась по учебникам под редакцией М.Т. Баранова. В 5 классе на протяжении месяца изучался раздел морфологии «Имя существительное», а в 6 классе – «Местоимение». Так как усвоение новых слов, овладение нормами их употребления в речи происходит в процессе изучения всех разделов программы - лексики, фонетики, словообразования, орфографии, то и при изучении морфологии такая работа не только возможна, но просто иногда и необходима. Ошибок, связанных с употреблением этих частей речи, встречается предостаточно. Причём, как отмечают методисты, занимающиеся исследованием речи школьников (Львов М.Р., Соловейчик М.С. Капинос, Цейтлин С.Н.), речевые ошибки и недочёты в высказываниях детей однотипны и повторяются из поколения в поколение.

Всего было проведено по 20 уроков русского языка в том и другом классе. Но занятия проводились по-разному. Ко времени прохождения практики тема «Лексика» в обоих классах была уже пройдена, поэтому решено было в 5 классе включать различные задания на отработку лексических норм в каждый урок, а в 6 классе по окончанию изучения местоимений был проведён урок на закрепление у учащихся навыка нормативного употребления этой части речи.

На каждом уроке проводилась работа с толковыми словарями, потому что большое количество лексических ошибок связано именно с незнанием лексического значения слова и, следовательно, неправильным употреблением этого слова в речи учащихся. Данный вид деятельности способствовал и расширению лексического запаса учащихся. С самого начала работы в 5 и 6 классах учащимся было объяснено, что значение всякого нового слова, непонятного им, встретившегося в учебнике, в речи учителей-предметников, в книге, надо выяснить по толковому словарю или у учителя русского языка. В своей работе мы использовали в частности «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова. Прибегая к его помощи, ученики находили слова, с непонятным им лексическим значением, тем самым убеждаясь в том, что толковые словари должны стать для них необходимой настольной книгой.

При подготовке к очередному уроку русского языка и литературы, обычно намечался круг тех слов, которые, возможно, будут непонятны классу или части учащихся, и затем на уроке объяснялась их семантика.

Навыки нормативного употребления новых слов необходимо было постоянно закреплять, так же как мы закрепляем любой другой программный материал, поэтому эти слова включались в словарные диктанты, использовались при составлении словосочетаний, предложений.

На первых уроках в 5 классе мы вспомнили основные понятия лексики, постарались сформулировать как учащиеся понимают, что такое норма употребления слова. Следует отметить, что особенно сложным для пятиклассников оказалось определить ошибки, связанные с несоблюдением лексических норм. Были приведены для примера следующие виды лексических ошибок: неумение выбрать точное слово из синонимического ряда, неразличение омонимов и многозначных слов, употребление слов несоответствующего стиля. Поэтому цель последующих уроков была такова: научить по возможности распознавать типичные лексические нормы и на материале различных упражнений и заданий потренироваться в закреплении нормативного словоупотребления и в редактировании уже допущенных лексических ошибок.

Трудность вызвало то, что приходилось связывать данные упражнения с темой занятия, чтобы осуществлялся плавный переход от одного этапа урока к другому. Задания включались в начало урока в качестве пятиминутки, использовались в ходе изучения нового материала и в конце урока, как при закреплении изученной темы, так и при изучении новой. Когда времени на уроке было недостаточно, на карточках давались индивидуальные задания нескольким учащимся. Позже выполнение этих заданий проверялось, а допущенные ошибки выносились на обсуждение класса. Задания на усвоение лексических норм несколько раз использовались и в домашней работе. На каждом уроке отрабатывалась какая-то определённая речевая ошибка, вызванная несоблюдением лексической нормы: либо нарушение лексической сочетаемости, либо плеоназм и тавтология, либо употребление слов иной стилевой окраски и т.п.

Проанализируем упражнения, направленные на формирование у учащихся устойчивого навыка соблюдения лексических норм, включённые в уроки по некоторым темам, проведённым в 5 классе. Урок 1. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Роскошь поощрения
В наши дни в теории прочно утвердилась мысль о том, что преобладать должны методы положительного подкрепления, поскольку они и более гуманны, и более эффективны. Это явилось результатом, с одной стороны, прогресса этики, а с другой стороны — данных психологической науки. Последние показали, что вер ...

Подведение итогов эксперимента и выработка методических рекомендаций
В диагностике творческих способностей, проводимой по методике В. Кудрявцева и В. Синельникова, описанной в первом параграфе данной главы, приняли участие 25 детей старшей группы (2 отсутствовали по уважительной причине. После проведенной работы был повторно проведен анализ. Результаты показали, что ...

Закономерности и принципы воспитательного процесса
Закономерности – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи м/у явлениями и процессами. Принципы – это основные положения, сформировавшиеся в виде требований к организации педагогического процесса. Метопринципы. Принцип центрации воспитания на развития личности – направленность на р ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru