Дидактическая игра, как метод пропедевтики акустической дисграфии у дошкольников

Статьи об образовании » Дидактическая игра, как метод пропедевтики акустической дисграфии у дошкольников

В случае несформированности необходимых предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям труднее усваивать правила), которые будут «сосуществовать» с дисграфическими.

Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма. Нередко встречаются дизонтогенетические формы дисграфии, при которых наблюдается запаздывание созревания функциональных систем, участвующих в овладении навыком письма. Недостатки устной речи (нарушения озвончения, трудности в овладении структурой слога, замены звуков), как правило, отражаются на письме. Нарушение сенсорных функций (зрительная агнозия, нарушение фонематического слуха) приводит к появлению оптических и акустических ошибок.

Впервые на нарушение чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 году. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи. В литературе конца 19 и начала 20 века было распространено мнение, что нарушение чтения и письма представляет собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у умственно отсталых детей. Однако еще в 1896 году В.Морган описал случай нарушения чтения и письма у мальчика с нормальным интеллектом. Морган определил это расстройство как неспособность писать орфографически правильно и без ошибок связно читать. Вслед за Морганом многие другие авторы стали рассматривать нарушения чтения и письма как самостоятельную патологию речевой деятельности, не связанную с умственной отсталостью.

В связи с этим нарушения чтения и письма стали называть «врожденная словесная слепота». Типичными представителями этого направления были Ф.Варбург и П.Раншбург. Ф.Варбург подробно описал одаренного мальчика, который страдал «словесной слепотой». П.Раншбург в результате длительных тахископических исследований пришел к выводу о том, что в основе патологии чтения и письма лежит ограниченное поле зрительного восприятия. П.Раншбург впервые стал различать более легкие степени нарушения чтения и письма и тяжелые расстройства, при которых симптоматика является более выраженной. Легкие степени нарушения чтения и письма он обозначил терминами «легостения» и «графостения». Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы актуальной и своевременной.

Цель

данной работы: выявление эффективности дидактических игр на развитие фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания для предупреждения акустической дисграфии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Объект исследования

: методы пропедевтики акустической дисграфии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III-IV уровня.

Предмет

исследования

: дидактическая игра как метод пропедевтики акустической дисграфии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III-IV уровня.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи:

· изучение научной, методической, учебной литературы и передового педагогического опыта по теме исследования;

· подбор группы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для проведения исследования;

· выявление уровня развития фонематического слуха и звукового восприятия у детей 5-6 лет;

· подбор и систематизация дидактических игр на развитие фонематического слуха и звукового восприятия у детей 5-6 лет с ОНР;

· апробирование подобранных дидактических игр на занятиях по речевому развитию, грамоте и в повседневной деятельности;

· составление комплекса наглядных пособий, картотеку дидактических игр и упражнений, используемых для пропедевтики акустической дисграфии у старших дошкольников с ОНР;

· разработка рекомендаций по применению дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Гипотеза:

если с детьми 5-6 лет

целенаправленно, методически грамотно и систематически (3-4 раза в неделю) использовать дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях и в повседневной жизни, то это повлияет не только на их общее развитие, но и предупредит появление акустической дисграфии, будет способствовать развитию фонематического слуха, слухового восприятия, слухового внимания, а именно: дети будут осуществлять звуковой анализ и синтез, правильно произносить звуки, не смешивать, не пропускать и не заменять буквы, обозначающие звуки. Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию вопроса методики пропедевтики акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-IV уровня. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения. В первой главе раскрываются теоретические вопросы по проблеме исследования, а именно: характеристика акустической дисграфии у детей 5-6 лет с ОНР III-IV уровня, методика работы по пропедевтике акустической дисграфии у детей 5-6 лет с ОНР.

Во второй главе, имеющей практический характер, описывается проведённое исследование. По проблеме исследования изучено 30 источников, из которых основополагающими являются 9.

Методы исследования:

Эмпирические:

- педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент;

- анкетирование, беседа.

Теоретические:

- теоретический анализ, синтез психолого-педагогической и методической литературы;

- обобщение и систематизация информации (теоретической, практической и методической).

Таким образом, характер данной работы – исследовательский.

Критериальный аппарат исследования:

Ожидаемый результат

Показатели результата

Измерители

1. Развитие фонематического слуха;

2. Развитие слухового восприятия;

3. Развитие слухового внимания

Умение осуществлять звуковой анализ и синтез, правильно произносить звуки, не смешивать, не пропускать и не заменять буквы, обозначающие звуки.

Успешное выполнение контрольных заданий

Задания диагностического характера

Экспериментальная база исследования:

МДОУ «Детский сад № 73» города Рязани, старшая группа, дети с ОНР

Сроки исследования:

Констатирующий этап с 1 марта по 25 марта 2010

Формирующий этап с 30 марта по 24 апреля 2010

Контрольный этап с 26 апреля по 5 мая 2010 года


Прочие статьи:

Народная сказка как средство нравственного воспитания младших школьников
нравственный воспитание школьник сказка Основным содержанием уроков литературного чтения в начальной школе, а особенно в первом классе, является устно народное творчество. Русские сказки – источник нравственных понятий и ценностных смыслов. Русская педагогика на протяжении многих веков отзывалась о ...

Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей
Дополнительное образование детей – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, других учреждений, ведомств. При этом дополнительное образование детей становится не только средством развития личности, ее социальной адаптации. Дополнительное образование ...

Листы рабочей тетради по дисциплине «Экология»
Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки Учащийся должен: знать: об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, методы экологических исследований; уметь: определять место человека как биологического организма ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru