Методические условия реализации метода проектов при обучении русскому языку в 4 классе

Статьи об образовании » Методические условия реализации метода проектов при обучении русскому языку в 4 классе

В нашей стране цели интеллектуального развития личности, формирование критического мышления стали осознаваться как цели стратегические совсем недавно. В традиционной системе обучения акцент делался на усвоение готовых знаний, процесс обучения строился в основном на эксплуатации памяти. Теперь во всех нормативных документах принят культуросообразный, компетентностный подход, ориентирующийся на развитие самостоятельного мышления учащихся. Это предполагает поиск новых образовательных технологий, обновления содержания образования, в том числе использование наряду с традиционными методами развивающего обучения и, в первую очередь, метода проектов. Суть его сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Е.С. Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие творческих навыков и исследовательских умений учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов развивающего обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских умений, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Школа должна научить ребенка таким способам достижения цели, которые являются всеобщими и эффективными независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения такое возможно, но затруднительно, поэтому гораздо удобнее применять проблемные методы обучения, к которым относится метод проектов.

Значимость проектирования в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение учащимися требований базовой школьной программы в целом, не сопряженной в должной степени с творческой деятельностью, способна привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоего алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать свой собственный интеллектуальный и исследовательский потенциал. Помимо этого, решение одних лишь типовых задач «обедняет» личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их знаний и умений учителями зависят главным образом от прилежания и старательности, не учитывается ряд индивидуальных интеллектуальных способностей, таких как сообразительность, творческий подход к решению стандартных заданий, логическому анализу и синтезу.

В отличие от традиционных методов обучения, метод проектов всегда предполагает наличие субъективно значимой, либо социально значимой проблемы. Кроме того, метод проектов всегда прагматичен по своей сути: он предполагает не просто рассмотрение, исследование обозначенной проблемы, не просто поиск путей ее решения, но и практическую реализацию полученных результатов в том или ином продукте деятельности. На начальном этапе проектирования ученик осознает где и как он может применить полученные знания для решения значимой для него проблемы, и обосновать, аргументировать свое решение. Он изучает разные точки зрения, разные подходы к решению проблемы, достаточно целенаправленно работает с информацией. Вместе с тем в процессе практической и теоретической деятельности, в процессе самостоятельных наблюдений, экспериментальной работы он овладевает новыми умениями и приобретает новое знание. Это знание становится уже его собственным знанием, а не абстрактной научной мыслью.

Эта тема достаточно актуальна, так как уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников невысок. Чтобы развить у детей младшего школьного возраста исследовательские умения, необходимо осознанное и грамотное применение в образовательном процессе начальной школы развивающих методов обучения и, в первую очередь, метода проектов.

Цель данной работы такова: изучить проблему реализации метода проекта в начальной школе и разработать методические рекомендации по организации метода проектов.

Объект исследования- проектная деятельность учащихся.

Предмет исследования - методические условия реализации метода проектов при обучении русскому языку в 4 классе.

Гипотеза: метод проекта способствует повышению уровня исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках русского языка при следующих условиях:

Самостоятельное приобретение учащимися недостающих знаний из разных источников.

Использование учащимися приобретенных знаний для решения познавательных и практических задач.

Приобретение коммуникативных умений при работе в группах.

Использование исследовательских умений учащимися

Задачи исследования:

Изучить теоретические основы метода проектов и практику его применения в образовательном процессе.

Изучить особенности реализации метода проектов в образовательном процессе начальной школы.

Подобрать диагностический материал, позволяющий изучить уровень развития исследовательских умений младших школьников.

Экспериментально доказать влияние метода проектов на развитие исследовательских умений учащихся начальных классов.

Разработка методических условия по реализации метода проектов.

Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, педагогический эксперимент.

База исследования – МОУ СОШ №38 г. Комсомольска-на-Амуре.


Прочие статьи:

Выяснение состава наименования и толкование значения его компонентов
В составном наименовании выделяются стержневое слово и по­ясняющие его слова. Учащиеся должны знать, на что могут указывать поясняющие слова составного наименования. Именем существи­тельным в родительном падеже обычно указывается уровень упот­ребления термина, например: часть слова, часть речи (мор ...

Сравнительный анализ учебников начальных классов альтернативных систем обучения
Примеры иллюстрируются из учебника: Петерсон Л.Г. "Математика", 4 класс (1-4), часть 2 и Моро, что соответствует 4 классу (1-4). Основное внимание уделяется многозначным числам, который проводится либо в виде диалога учителя с учениками, либо в виде самостоятельного рассуждения ученика. Б ...

Мотивы получения образования педагога-психолога
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мот ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru