проект учитель школьник исследовательский
Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим миром, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Учеными и обществом в целом все яснее осознается мысль о том, что от уровня развития исследовательского поведения, от умелого использования собственных знаний и умений в практике образования во многом зависят и жизненный успех отдельной личности, и сама возможность выживания человечества в современном динамичном мире. Поэтому развитие у учащихся умений необходимых в исследовательском поиске, - одна из главных практических задач современного образования.
В связи с этим меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетенций», происходит переориентация образования на личностно-ориентированный подход, в учебно-воспитательный процесс внедряются новые педагогические технологии, формы и методы.
Среди новейших методов обучения особое место занимает метод проектов, в основе которого лежит развития исследовательских умений.
Проектирование – деятельность творческая, способствующая развитию творческих черт личности. Если с раннего возраста включать детей в творческую, поисковую деятельность, то у них развивается умение находить нестандартные решения к типовым задачам, умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение работать с информацией и находить решения, умение оценить полученные результаты и сделать выводы, умение объяснить и доказать свои идеи и другие умения, характерные для творческой личности. По мнению Савенкова А.И. именно эти исследовательские умения являются составляющими исследовательского поведения личности. Рассмотрим их подробнее.
Умение видеть проблему
Проблема – это затруднение, неопределенность, требующая разрешения, то есть действий, направленных на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Проблемной ситуацией называется всякая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения. Переживаемая при столкновении с проблемой эмоция удивления обусловлена мыслительным процессом, в ходе которого выясняется, что «новое» не может быть объяснено из прошлого опыта учащегося или оно этому противоречит. На основе этого противоречия «новое» специфическим образом оценивается учащимся с точки зрения мотивов мыслительной деятельности, и переживаются в форме эмоции удивления. Таким образом, удивление как специфическая эмоция «презентирует» сознанию еще не осознанное противоречие между «старым» и «новым», дает возможность почувствовать необычность проблемной ситуации и сориентироваться в познании действительности. Под воздействием удивления учащийся внимательно анализирует необычную ситуацию, что приводит к осознанию некоторого противоречия и к дальнейшему выбору средств его преодоления.
Прочие статьи:
Плюсы и минусы школьной формы
Плюсы и минусы школьной формы: Детские психологи считают, что мода на строгие костюмы имеет свои положительные и отрицательные стороны. Форма - это знак твоей принадлежности к группе, определенному социальному статусу; В этом смысле форма помогает создавать корпоративную культуру. Отсутствие формы ...
Инновационные процессы в образовании. Авторские школы. Характеристика 1 на
выбор студента
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Необходимость в ин ...
Роль педагогической импровизации в решении педагогических задач
Педагогическая импровизация является эффективным средством решения множества педагогических задач на всех этапах урока и уровнях педагогической деятельности. По мнению Ю.П. Сокольникова, « уметь видеть задачи своей деятельности в конкретных педагогических условиях, уметь определить то их сочетание, ...