Развитие исследовательских умений младших школьников в ходе проектирования

Статьи об образовании » Методические условия реализации метода проектов при обучении русскому языку в 4 классе » Развитие исследовательских умений младших школьников в ходе проектирования

Страница 1

проект учитель школьник исследовательский

Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим миром, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Учеными и обществом в целом все яснее осознается мысль о том, что от уровня развития исследовательского поведения, от умелого использования собственных знаний и умений в практике образования во многом зависят и жизненный успех отдельной личности, и сама возможность выживания человечества в современном динамичном мире. Поэтому развитие у учащихся умений необходимых в исследовательском поиске, - одна из главных практических задач современного образования.

В связи с этим меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетенций», происходит переориентация образования на личностно-ориентированный подход, в учебно-воспитательный процесс внедряются новые педагогические технологии, формы и методы.

Среди новейших методов обучения особое место занимает метод проектов, в основе которого лежит развития исследовательских умений.

Проектирование – деятельность творческая, способствующая развитию творческих черт личности. Если с раннего возраста включать детей в творческую, поисковую деятельность, то у них развивается умение находить нестандартные решения к типовым задачам, умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение работать с информацией и находить решения, умение оценить полученные результаты и сделать выводы, умение объяснить и доказать свои идеи и другие умения, характерные для творческой личности. По мнению Савенкова А.И. именно эти исследовательские умения являются составляющими исследовательского поведения личности. Рассмотрим их подробнее.

Умение видеть проблему

Проблема – это затруднение, неопределенность, требующая разрешения, то есть действий, направленных на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Проблемной ситуацией называется всякая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения. Переживаемая при столкновении с проблемой эмоция удивления обусловлена мыслительным процессом, в ходе которого выясняется, что «новое» не может быть объяснено из прошлого опыта учащегося или оно этому противоречит. На основе этого противоречия «новое» специфическим образом оценивается учащимся с точки зрения мотивов мыслительной деятельности, и переживаются в форме эмоции удивления. Таким образом, удивление как специфическая эмоция «презентирует» сознанию еще не осознанное противоречие между «старым» и «новым», дает возможность почувствовать необычность проблемной ситуации и сориентироваться в познании действительности. Под воздействием удивления учащийся внимательно анализирует необычную ситуацию, что приводит к осознанию некоторого противоречия и к дальнейшему выбору средств его преодоления.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Готовность ребенка к школе
Готовность к школе – понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и пс ...

Основные принципы и условия организации предметно развивающей среды
Для того чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция ...

Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематическо ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru