В настоящее время происходит перевод системы образования из системы, осуществляющей процесс усвоения совокупности предметных знаний, в систему, работающую на формирование определенных качеств личности младших школьников, задаваемых на данном этапе развития общества. Использование деятельностных форм организации учебного процесса и метода учебных проектов наиболее адекватно для решения современных образовательных задач.
Учителю, желающему применять метод проектов, необходимо иметь определенный уровень научно-методической подготовки: знать психолого-педагогические особенности использования учебного проектирования, антропологические, когнитивные, культурологические, философские, логические, методологические особенности проектной деятельности вообще и учебной проектной деятельности в частности. Учитель также должен быть готов поменять собственный стиль поведения, способы и методы взаимодействия и стиль общения с учениками. При проектировании взаимоотношения «учитель-ученик» могут быть продуктивными, только если они имеют характер сотрудничества, если учитель уважительно относится к проявлениям самостоятельности ученика. В противном случае самостоятельность ученика и его самоуправление действиями невелики. У учащегося возникает ощущение того, что эти действия он выполняет за кого-то, что они на мотивированы его желанием, а значит и присвоения результата, в виде освоенного действия, нет. Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их интеллектуальные и творческие способности. Таким образом, функции учителя в процессе выполнения учащимися проектов заключаются в следующем:
консультирование, помощь в подборе проектов;
наблюдение за ходом работы учащихся;
оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности;
поддержание рабочей обстановки в классе;
нормирование труда школьников;
анализ и обобщение работы отдельных учащихся;
оценка проектной деятельности на каждом этапе.
Предлагая младшим школьникам выполнить проект, учитель должен быть уверен в их готовности к полноценному выполнению работы. Содержание этой подготовки определяется конкретным содержанием каждого задания, но в любом случае в него включаются, по меньшей мере, два компонента: 1) знания о проектируемом объекте; 2) практические умения, необходимые для выполнения проекта. Запас полученных ранее знаний и опыта — необходимая база для воображения (которое, в свою очередь, является важнейшим процессом в структуре проектной деятельности). Если запас знаний и впечатлений недостаточен, он будет плохой основой для выдвижения вариативных гипотез. Следовательно, важнейшей частью подготовки школьников к проектной деятельности является обогащение (расширение и детализация) их знаний и представлений о предметах окружающего мира.
Тем не менее, это требование вовсе не означает, что проектирование должно быть отодвинуто на более поздние периоды обучения, когда у детей накопится большая сумма знаний и выработаются сложные практические умения, а до того они должны работать исключительно по образцу. Дело в том, что содержание и технология выполнения проекта могут усложняться постепенно, по мере накопления учениками опыта. Первые проекты школьников зачастую сравнительно просты и опираются на те знания и умения, которые уже сформированы у детей.
Достаточные опорные знания и умения, необходимые для проектирования могут быть сформированы уже в І - ІІ классах. Кроме того, накопление необходимого опыта в реальном учебном процессе идет фактически постоянно, а потому целесообразно как можно раньше соединять его с доступными проектными задачами. Их систематическое включение в учебный процесс целесообразнее всего проводить именно через уроки. Однако в этом случае следует еще раз пересмотреть значимость и содержание отдельных структурных компонентов урока. Начальные этапы урока, предшествующие выполнению практической работы, становятся более значимыми: именно на них происходит актуализация необходимых знаний, расширение, обобщение и систематизация накопленного опыта.
Прочие статьи:
Воспитательная работа классного руководителя
Классный руководитель – учитель, организующий учебно – воспитательную работу в порученном ему классе. Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. И ...
История школьной формы
Почему-то многие совершенно незаслуженно считают школьную форму ужасающим изобретением Советского Союза. Это дважды неверно – во-первых, ничего такого жуткого в форме не было, все знали, что без неё – никак, и совершенно спокойно носили. Да, «свободомыслящие» хулиганские личности, конечно, выделыва ...
Понятие социального развития в современной психолого-педагогической
литературе
задержка психологический социальный дошкольный Социальное развитие (от лат. Socialis – общественный) – это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном об ...