В настоящее время происходит перевод системы образования из системы, осуществляющей процесс усвоения совокупности предметных знаний, в систему, работающую на формирование определенных качеств личности младших школьников, задаваемых на данном этапе развития общества. Использование деятельностных форм организации учебного процесса и метода учебных проектов наиболее адекватно для решения современных образовательных задач.
Учителю, желающему применять метод проектов, необходимо иметь определенный уровень научно-методической подготовки: знать психолого-педагогические особенности использования учебного проектирования, антропологические, когнитивные, культурологические, философские, логические, методологические особенности проектной деятельности вообще и учебной проектной деятельности в частности. Учитель также должен быть готов поменять собственный стиль поведения, способы и методы взаимодействия и стиль общения с учениками. При проектировании взаимоотношения «учитель-ученик» могут быть продуктивными, только если они имеют характер сотрудничества, если учитель уважительно относится к проявлениям самостоятельности ученика. В противном случае самостоятельность ученика и его самоуправление действиями невелики. У учащегося возникает ощущение того, что эти действия он выполняет за кого-то, что они на мотивированы его желанием, а значит и присвоения результата, в виде освоенного действия, нет. Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их интеллектуальные и творческие способности. Таким образом, функции учителя в процессе выполнения учащимися проектов заключаются в следующем:
консультирование, помощь в подборе проектов;
наблюдение за ходом работы учащихся;
оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности;
поддержание рабочей обстановки в классе;
нормирование труда школьников;
анализ и обобщение работы отдельных учащихся;
оценка проектной деятельности на каждом этапе.
Предлагая младшим школьникам выполнить проект, учитель должен быть уверен в их готовности к полноценному выполнению работы. Содержание этой подготовки определяется конкретным содержанием каждого задания, но в любом случае в него включаются, по меньшей мере, два компонента: 1) знания о проектируемом объекте; 2) практические умения, необходимые для выполнения проекта. Запас полученных ранее знаний и опыта — необходимая база для воображения (которое, в свою очередь, является важнейшим процессом в структуре проектной деятельности). Если запас знаний и впечатлений недостаточен, он будет плохой основой для выдвижения вариативных гипотез. Следовательно, важнейшей частью подготовки школьников к проектной деятельности является обогащение (расширение и детализация) их знаний и представлений о предметах окружающего мира.
Тем не менее, это требование вовсе не означает, что проектирование должно быть отодвинуто на более поздние периоды обучения, когда у детей накопится большая сумма знаний и выработаются сложные практические умения, а до того они должны работать исключительно по образцу. Дело в том, что содержание и технология выполнения проекта могут усложняться постепенно, по мере накопления учениками опыта. Первые проекты школьников зачастую сравнительно просты и опираются на те знания и умения, которые уже сформированы у детей.
Достаточные опорные знания и умения, необходимые для проектирования могут быть сформированы уже в І - ІІ классах. Кроме того, накопление необходимого опыта в реальном учебном процессе идет фактически постоянно, а потому целесообразно как можно раньше соединять его с доступными проектными задачами. Их систематическое включение в учебный процесс целесообразнее всего проводить именно через уроки. Однако в этом случае следует еще раз пересмотреть значимость и содержание отдельных структурных компонентов урока. Начальные этапы урока, предшествующие выполнению практической работы, становятся более значимыми: именно на них происходит актуализация необходимых знаний, расширение, обобщение и систематизация накопленного опыта.
Прочие статьи:
Сравнительный анализ учебников начальных классов
альтернативных систем обучения
Примеры иллюстрируются из учебника: Петерсон Л.Г. "Математика", 4 класс (1-4), часть 2 и Моро, что соответствует 4 классу (1-4). Основное внимание уделяется многозначным числам, который проводится либо в виде диалога учителя с учениками, либо в виде самостоятельного рассуждения ученика. Б ...
Речевая агрессия учителя
Очевидно, именно речевая агрессия педагога (учителя, воспитателя) может иметь фундаментальные и весьма опасные последствия. С одной стороны, типичным последствием такой агрессии для ребенка становится т.н. "дидактогенный невроз", вызванный непедагогичным поведением учителя, который, по не ...
Употребление запятой между однородными членами
Определите: 1. Союзное или бессоюзное соединение однородных членов союзное бессоюзное (однородные члены разделяются запятой) 2. Значение союзов противительные, двойные сопоставительные (однородные члены разделяются запятой) 3. Повторяются или не повторяются соединительные, разделительные союзы по ...