Организация опытно–экспериментальной деятельности по экологии с детьми в старшем дошкольном возрасте

Статьи об образовании » Эксперимент как метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста » Организация опытно–экспериментальной деятельности по экологии с детьми в старшем дошкольном возрасте

Страница 1

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно образное мышление. Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования.

Лаборатория − новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория − это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формируют у детей уважение к научной деятельности и доверие к науке. Педагоги всех дошкольных учреждений, организовавших такие помещения, отмечали, что дети с нетерпением ждут занятий в лаборатории, постоянно спрашивают: «Когда мы пойдем в лабораторию? Когда мы опять будем, как ученые?».

Выделение под лабораторию отдельного помещения позволяет проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. При работе в экологическом классе или в помещении группы этот вид детской деятельности затруднен из-за неизбежных ограничений: нельзя проливать воду, рассыпать песок или глину на столе, на полу, − и т.д.

Многие детские сады переделывают под лабораторию обычные подсобные помещения. Желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам − быстро приводить в порядок столы и оборудование. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой. Эмблему и название лаборатории дети могут придумать вместе с воспитателями. Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений. Искусственных растений при оформлении лаборатории следует избегать. На стенах можно повесить портреты известных ученых.

В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы: стаканчики из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, картонные коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (неиспользованные), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования стоит привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение. В монтессори – группах для проведения опытов можно использовать имеющийся специальный материал (кувшинчики, стаканчики для переливания воды, цилиндры и т.п.). Для демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Для проведения различных исследований в лаборатории и на прогулках хорошо приобрести лупы, хотя бы по одной на двоих детей. Но если средства позволяют, то лучше, чтобы у каждого ребенка была своя лупа, это повысит эффективность работы. К тому же ребенку удобнее и интереснее рассматривать объекты самостоятельно, без ограничения времени. В качестве дополнительного оборудования можно приобрести микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. Важно помнить, что микроскоп должен быть не слишком сложным в использовании (лучше всего подходят специальные детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований). Чем дороже микроскоп, тем сложнее приготовить для него препараты. Вряд ли целесообразно покупать микроскоп на каждого ребенка, достаточно иметь 5 на подгруппу. Если же микроскоп один, дети могут по очереди рассматривать объекты. Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка воспитателем заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Организация и методика выполнения проектов в образовательном процессе начальной школы
В настоящее время происходит перевод системы образования из системы, осуществляющей процесс усвоения совокупности предметных знаний, в систему, работающую на формирование определенных качеств личности младших школьников, задаваемых на данном этапе развития общества. Использование деятельностных фор ...

Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей
Цель: определить особенности привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения; определить группу адаптации. Организация исследования: работа проводилась на базе МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” в 1 мл.гр. Педагогический процесс организуется в соответствии с программой Т.Н.Дороновой ...

Понятие умственной отсталости
Под умственной отсталостью понимают врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта. Другое определение, используемое, в основном, в зарубежной психиатрии, выделяет три основных критерия умственной отсталости: уровень интеллекта ни ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru