Закономерности – это существующие, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между определенными явлениями, процессами или компонентами процессов. Закономерности выявляются эмпирическим путем из опыта.
Общие закономерности процесса обучения касаются процесса обучения в целом.
Закономерность цели обучения. Цель обучения зависит от: - уровня и темпов развития общества; - потребностей и возможностей общества; - уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
Закономерность содержания обучения зависит от: - общественных потребностей и целей обучения; - темпов социального и научного ТП; - возрастных возможностей уч-ся; - уровня развития теории и практики обучения; - материально-технической и экономической возможности учебного заведения.
Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: - продуктивности предыдущего этапа и достигнутых результатов; - характера и объема изучаемого материала; - организационно-педагогического воздействия учителем; обучаемости уч-ся; - времени обучения.
Закономерность методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от: - знаний и навыков в применении методов; - целей обучения; -содержания обучения; - возраста уч-ся; - учебных возможностей уч-ся; - материально-технической обеспеченности; - организации учебного процесса.
Закономерность управления обучения. Продуктивность обучения зависит от: - интенсивности обратных связей в системе обучения; - обоснованности корректирующих воздействий.
Закономерность стимулирования обучения зависит от: - внутренних стимулов или мотивов обучения; - внешних стимулов (общественных, экономических, педагогических …)
Конкретные закономерности описывают отдельные аспекты.
Дидактические закономерности:
результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения.
Продуктивность усвоения заданного объема знаний и умений обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого материала и формируемых действий.
Результаты обучения находятся в прямо пропорциональной зависимости от осознания целей обучения уч-ся.
Результаты обучения нах-ся в прямой зависимости от мастерства, квалификации, профессионализма преподавателя.
Гносеологические закономерности.
Результат обучения прямо пропорционален умению учащихся учиться.
Продуктивность обучения прямо пропорциональна объему учебной деятельности уч-ся.
Продуктивность творческого мышления уч-ся улучшается при использовании увеличенных шагов обучения, а результативность вербального запоминания знаний улучшается при использовании уменьшенных порций материала.
Результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения уч-ся дом. заданий.
Психологические закономерности
Продуктивность обучения прямо пропорциональна кол-ву тренировочных упражнений.
Продуктивность обучения зависит от уровня и особенностей мышления обучаемых.
Продуктивность обучения прямо пропорциональна учебным возможностям уч-ся.
Продуктивность обучения зависит от уровня развития памяти.
Обученность прямо пропорциональна обучаемости.
Кибернетические закономерности.
Эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.
Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом.
Социологические закономерности.
Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов с которыми он находиться в прямом или непосредственном общении.
От объема и интенсивности познавательных контактов.
Эффективность обучения зависит от уровня « интеллектуальности среды» и интенсивности взаимообучения.
Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности вызванной соревнованием.
Дидактогения (грубое отношение учителей к уч-ся) ведет к снижению эффективности общения класса в целом и каждого и другим.
Организационные закономерности. Зависят от организации, а именно лишь такая организация обучения является положительной, к-я развивает у уч-ся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность.
Результаты обучения прямо пропорциональны работоспособности уч-ся.
Результаты обучения зависят от работоспособности учителя.
Умственная работоспособность уч-ся зависит от состояния здоровья, режима умственной дея-ти, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток.
Прочие статьи:
Чувство музыкального ритма
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, н ...
Психолого-педагогическая характеристика
дошкольников с ЗПР
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находившимися в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие п ...
Методы выявления популярных и непопулярных дошкольников
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношении становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детско ...